Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Катерина ивановна с детьми на улицах петербурга

Катерина ивановна с детьми на улицах петербурга

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества. Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова.

Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.

Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной.

Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя.

Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства. Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как

«на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь»

.

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха.

А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин.

Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…»

. Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние.

Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она

«походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое»

. Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова.

Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей.

Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность.

В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения.

Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.
Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города.

Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы.

Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти».

Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Тест по произведению Самые популярные материалы сентября для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

Катерина Ивановна в романе «Преступление и наказание»: образ, характеристика, описание

Катерина Ивановна (фильм 1969 г.) Катерина Ивановна Мармеладова является одной из ярких второстепенных героинь романа «Преступление и наказание» Достоевского. Образ и характеристика Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: — — Катерина Ивановна Мармеладова являетсяя женой чиновника . Возраст Катерины Ивановны — около 30 лет:

» она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову…»

(часть 1 глава II) О внешности героини известно следующее: «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками.

<.> Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее.» (часть 1 глава II) «… я… глаз ее боюсь… да… глаз… Красных пятен на щеках тоже боюсь… и еще — ее дыхания боюсь… Видал ты, как в этой болезни дышат… при взволнованных чувствах?.» (часть 1 глава II) «Тут было столько жалкого, столько страдающего в этом искривленном болью, высохшем чахоточном лице, в этих иссохших, запекшихся кровью губах.» (часть 5 глава III) «.на Катерине Ивановне единственное ее платье, ситцевое, темненькое с полосками.» (часть 5 глава II) Катерина Ивановна — образованная, воспитанная женщина из хорошей семьи. Отец героини был надворным советником (этот чин соответствовал полковнику в армии):

«.она дочь надворного советника и кавалера, а следовательно, и в самом деле почти полковничья дочь.»

(часть 5 глава II) «Папаша был статский полковник и уже почти губернатор; ему только оставался всего один какой-нибудь шаг, так что все к нему ездили и говорили: «Мы вас уж так и считаем, Иван Михайлыч, за нашего губернатора».» (часть 2 глава VII) «.Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь.» (часть 5 глава II) «.она, образованная и воспитанная и фамилии известной.» (часть 1 глава II) Она родилась и выросла в городе Т. где-то в глубинке России: «.непременно заведет в своем родном городе Т.

пансион.

» (часть 5 глава II) По происхождению Катерина Ивановна является дворянкой: «

.в благородном губернском дворянском институте воспитывалась.» (часть 1 глава II) «Теперь вам особенно нужно держать себя прилично и на тонкой ноге, чтобы все видели, что вы дворянские дети.» (Катерина Ивановна о своих детях, часть 5 глава V) В юности Катерина Ивановна закончила институт для девиц. Там, среди прочего, ее обучали французскому языку: «.

супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила.» (часть 1 глава II) «.французе Манго, который учил по-французски еще самое Катерину Ивановну в институте.» (часть 5 глава II) В ранней молодости Катерина Ивановна полюбила одного пехотного офицера, но ее семья была против этого брака: «.сказала, что сердце мое принадлежит давно другому. Этот другой был твой отец, Поля; папенька ужасно сердился…» (Катерина Ивановна о своем первом муже, который не нравился ее отцу, часть 2 глава VII) Влюбленная Катерина Ивановна сбежала с этим офицером из родительского дома и вышла за него замуж. К сожалению, супруг увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер: «Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского.

Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер.» (часть 1 глава II) В итоге Катерина Ивановна в молодом возрасте осталась вдовой с тремя детьми — дочерьми Поленькой и Лидочкой (также зовется Ленечкой) и сыном Коленькой. Родственники отказались от Катерины Ивановны.

В этот момент женщина познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней, чтобы спасти ее от нищеты: «И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском, где и я тогда находился, и осталась в такой нищете безнадежной что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии. Родные же все отказались.» (часть 1 глава II) «.тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание.

Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти!

Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти.» (часть 1 глава II) К сожалению, в браке с Мармеладовым Катерина Ивановна не обрела счастья. Судя по всему, более менее стабильная семейная жизнь Мармеладовых продолжалась около года.

Затем отец семейства начал пьянcтвoвать и семья впала в нищету: «И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!» (часть 1 глава II) Уже некоторое время Катерина Ивановна болеет чахоткой.

Отчасти в ее болезни виноват ее муж Мармеладов, из-за которого семья живет в нищете и холоде:

«.а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью.»

(часть 1 глава II) «Катерина Ивановна стояла тут же, с болью переводя дух и держась руками за грудь. Ей самой нужна была помощь.» (часть 2 глава VII) «Сильное развитие чахотки.» (часть 5 глава II) Из-за чахотки и постоянной нищеты у Катерины Ивановны последнее время «мешается ум», она постепенно сходит с ума и ведет себя «как ребенок»: «.Сонечка весьма основательно про нее говорила, что у ней ум мешается.» (часть 5 глава II) «.в последнее время, во весь последний год, ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться. Сильное развитие чахотки, как говорят медики, тоже способствует помешательству умственных способностей.» (часть 5 глава II) «Если б вы только знали.

Ведь она совсем как ребенок. Ведь у ней ум совсем как помешан. от горя.

» (Соня о Катерине Ивановне, часть 4 глава IV) В прошлом Катерина Ивановна не раз обижала свою подчерицу Соню, но та не держит зла на мачеху и искренне любит ее, несмотря ни на что: «

Била!

Да что вы это! Господи, била! А хоть бы и била, так что ж! Ну так что ж? Вы ничего, ничего не знаете. Это такая несчастная, ах, какая несчастная!

И больная.» (часть 4 глава IV) «.и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю.

Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет… Да-с!.

» (Мармеладов о Соне и Катерине Ивановне, часть 1 глава II) По мнению , ее мачеха Катерина Ивановна является доброй, умной и великодушной женщиной (до того как сходит с ума): «

А какая она умная была. какая великодушная. какая добрая!

Вы ничего, ничего не знаете. ах!» (Соня о Катерине Ивановне, часть 4 глава IV) Катерина Ивановна — горячая, гордая и непреклонная женщина, которая не допускает к себе неуважения. Она не спускала побоев своему первому мужу. Также она не стерпела грубость господину , из-за чего, вероятно, между ними случилась потасовка, в ходе которой Лебезятников избил ее: «Да, да; дама горячая.» (часть 1 глава II) «Да и горда была, чересчур горда… » (часть 1 глава II) «.дама горячая, гордая и непреклонная.

Также она не стерпела грубость господину , из-за чего, вероятно, между ними случилась потасовка, в ходе которой Лебезятников избил ее: «Да, да; дама горячая.» (часть 1 глава II) «Да и горда была, чересчур горда… » (часть 1 глава II) «.дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить .не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла.» (часть 1 глава II) «И ничего-то она никогда ни у кого не попросит; гордая, сама скорей отдаст последнее.» (часть 4 глава IV) Катерина Ивановна — бойкая женщина, «не из забитых».

Ее можно сломать обстоятельствами, но нельзя забить нравственно: «Да я, брат, зато бойкая!

Оборвешься!» (она о себе, часть 5 глава III) «Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых: ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было.» (часть 5 глава II) Катерина Ивановна Мармеладова — женщина с «высоким серцдем» и благородными чувствами, по мнению ее супруга: «.она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена.» (Мармеладов о ней, часть 1 глава II) По мнению Мармеладова, Катерина Ивановна, хотя и является великодушной женщиной, но она все же бывает несправедлива, в частности по отношению к своему супругу: «А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…» (часть 1 глава II) Катерина Ивановна как ребенок верит, что в людях все должно быть справедливо.

Она не понимает, что полная справедливость в мире невозможна: «Она справедливости ищет. Она чистая. Она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует. И хоть мучайте ее, а она несправедливого не сделает.

Она сама не замечает, как это всё нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается. Как ребенок, как ребенок! Она справедливая, справедливая!» Катерина Ивановна имеет свойство восхищаться и хвалить незнакомых людей, о которых на самом деле ничего не знает. Позже, когда эти люди разочаровывают ее, она резко меняет свое отношение к ним и прогоняет их вон:

«В свойстве характера Катерины Ивановны было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые совсем и не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась.»

(часть 5 глава II) От природы Катерина Ивановна является женщиной смешливой, веселой и миролюбивой.

Однако теперь, пережив множество несчастий, она с трудом переносит любую неудачу:

«От природы была она характера смешливого, веселого и миролюбивого, но от беспрерывных несчастий и неудач она до того яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости и не смели жить иначе, что самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить ее тотчас же чуть не в исступление, и она в один миг, после самых ярких надежд и фантазий, начинала клясть судьбу, рвать и метать всё, что ни попадало под руку, и колотиться головой об стену.»

(часть 5 глава II) Катерина Ивановна — чистоплотная, аккуратная женщина, по словам ее супруга Мармеладова.

Женщина с утра до ночи находится в работе, занимаясь стиркой и уборкой:

«.Катерина Ивановна в работе с утра до ночи скребет и моет и детей обмывает, ибо к чистоте с измалетства привыкла, а с грудью слабою и к чахотке наклонною.»

(часть 1 глава II) «Катерина Ивановна не могла выносить нечистоты и лучше соглашалась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят, чтоб успеть к утру просушить мокрое белье на протянутой веревке и подать чистое, чем видеть грязь в доме.» (часть 2 глава VII) «.он бы завалился дрыхнуть, а я бы до рассвета в воде полоскалась, обноски бы его да детские мыла, да потом высушила бы за окном, да тут же, как рассветет, и штопать бы села, — вот моя и ночь!.» (Катерина Ивановна о муже-пьянице, часть 2 глава VII) Катерина Ивановна — мужественная, сильная женщина. Даже в тяжелой ситуации она способна трезво мыслить и что-то предпринимать: «.эта женщина не из тех, которые тотчас же падают в обмороки.

Мигом под головою несчастного очутилась подушка, о которой никто еще не подумал; Катерина Ивановна стала раздевать его, осматривать, суетилась и не терялась, забыв о себе самой, закусив свои дрожавшие губы и подавляя крики, готовые вырваться из груди.» (сцена, когда раненного Мармеладова приносят домой, часть 2 глава VII) Из-за нищеты у Катерины Ивановны вот уже несколько лет нет ни одного платья. Судя по всему, она продала все платья, чтобы прокормить семью. Кроме того, ее муж Мармеладов пропил даже ее чулки и косынку: «Платьев-то нет у ней никаких… то есть никаких-с.» (часть 1 глава II) «.никаких-то у ней платьев нет, никаких-то вещей, вот уж сколько лет!» (часть 4 глава IV) «.я даже чулки ее пропил.

Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою.» (часть 1 глава II) Смерть Катерины Ивановны наступает внезапно: в день похорон своего мужа (чиновника Мармеладова) Катерина Ивановна падает на улице, у нее открывается чахоточное крoвoтечение. Несчастная женщина умирает в тот же день на руках у Сони.

Несчастная женщина умирает в тот же день на руках у Сони. После смерти Катерины Ивановны ее трое сирот попадают в детский дом.

Это был цитатный образ и характеристика Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: — —

Катерина ивановна с детьми на улицах петербурга

> > В этом мире “оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду.

И не только сам человек, подавленный исключительным положением.

Но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении, и начинает испытывать такое ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы”. Человеку в этом мире “некуда не пойти”. Мармеладов сознает свою беспредельную вину перед семьей и особенно перед Соней.

Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.

— Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?

— Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок? — Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же поступок?

Сцены уличной жизни. Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» ( ч. 2, гл. 7) Автор показывает жизнь, переживания, страдания, мучения ещё одного героя.

Почему? Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели? Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей? Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?

Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

«Великолепный Петербург»- ч.6, гл.6. Каким показан пейзаж и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга? Вопросы для исследователей петербургских улиц.

«Шарманщик и толпа женщин у трактира»-ч.2, гл.6. Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников? Назовите героев. Художественный пересказ сна.

— Что собой символизирует кляча? — Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?

Вопросы для группы исследователей петербургских пейзажей. Какими показаны пейзажи и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга? Вопросы для группы исследователей петербургских улиц.

Какие сцены уличной жизни увидел Раскольников? Назовите героев этих сцен. Петербурга — города-тупика. Тип урока: Урок- исследование.

Оборудование: текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», карточки с вопросами для работы с тестом, иллюстрации с видами Петербурга.

Предварительная работа: исследование образа Петербурга в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, чтение глав романа, в которых раскрывается образ Петербурга Достоевского. Эпиграф: «В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступны границы человеческой природы. Он отвернулся и сел на диван.

Никогда, никогда еще не чувствовал он себя так ужасно одиноким! Да, он почувствовал еще раз, что, может быть, действительно возненавидит Соню, и именно теперь, когда сделал ее несчастнее.

«Зачем ходил он к ней просить ее слез?

Зачем ему так необходимо заедать ее жизнь?

О, подлость!» — Я останусь один! — проговорил он вдруг решительно, — и не будет она ходить в острог!

Минут через пять он поднял голову и странно улыбнулся.

Это была странная мысль: «Может, в каторге-то действительно лучше», — подумалось ему вдруг. Он не помнил, сколько он просидел у себя, с толпившимися в голове неопределенными мыслями.

Вдруг дверь отворилась, и вошла Авдотья Романовна. Она сперва остановилась и посмотрела на него с порога, как давеча он на Соню; потом уже прошла и села против него на стул, на вчерашнем своем месте.

Важно Сковороды, про которую говорил Лебезятников, не было; по крайней мере, Раскольников не видал; но вместо стука в сковороду Катерина Ивановна начинала хлопать в такт своими сухими ладонями, когда заставляла Полечку петь, а Леню и Колю плясать; причем даже и сама пускалась подпевать, но каждый раз обрывалась на второй ноте от мучительного кашля, отчего снова приходила в отчаяние, проклинала свой кашель и даже плакала. Пуще всего выводили ее из себя плач и страх Коли и Лени.

Действительно, была попытка нарядить детей в костюм, как наряжаются уличные певцы и певицы.

На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку.

Чего ты хнычешь? Опять хнычет! Ну чего, чего ты боишься, дурачок!

Господи! что мне с ним делать, Родион Романыч!

Если б вы знали, какие они бестолковые! Ну что с этакими сделаешь!. И она, сама чуть не плача (что не мешало ее непрерывной и неумолчной скороговорке), показывала ему на хнычущих детей.

Раскольников попробовал было убедить ее воротиться и даже сказал, думая подействовать на самолюбие, что ей неприлично ходить по улицам, как шарманщики ходят, потому что она готовит себя в директрисы благородного пансиона девиц… — Пансиона, ха-ха-ха! Славны бубны за горами! — вскричала Катерина Ивановна, тотчас после смеху закатившись кашлем, — нет, Родион Романыч, прошла мечта!

Все нас бросили!. Внимание Вот бы, вот бы нам спеть!

Ну как же, как же… вот я и забыла… да напомните же, как же? — Она была в чрезвычайном волнении и усиливалась приподняться. Наконец, страшным, хриплым, надрывающимся голосом она начала, вскрикивая и задыхаясь на каждом слове, с видом какого-то возраставшего испуга: В полдневный жар!.

в долине!. Дагестана!. С свинцом в груди!.

Ваше превосходительство! — вдруг завопила она раздирающим воплем и залившись слезами, — защитите сирот!

Зная хлеб-соль покойного Семена Захарыча!. Можно даже сказать аристократического!.

Г’а! — вздрогнула она вдруг, опамятовавшись и с каким-то ужасом всех осматривая, но тотчас узнала Соню. — Соня, Соня! — проговорила она кротко и ласково, как бы удивившись, что видит ее перед собой, — Соня, милая, и ты здесь?

Ее опять приподняли. — Довольно!. Пора!. Прощай, горемыка!. Уездили клячу!. Лебезятников имел вид встревоженный.

— Я к вам, Софья Семеновна. Извините… Я так и думал, что вас застану, — обратился он вдруг к Раскольникову, — то есть я ничего не думал… в этом роде… но я именно думал… Там у нас Катерина Ивановна с ума сошла, — отрезал он вдруг Соне, бросив Раскольникова. Соня вскрикнула. — То есть оно, по крайней мере, так кажется.

Впрочем… Мы там не знаем, что и делать, вот что-с! Воротилась она — ее откуда-то, кажется, выгнали, может, и прибили… по крайней мере, так кажется… Она бегала к начальнику Семена Захарыча, дома не застала; он обедал у какого-то тоже генерала… Вообразите, она махнула туда, где обедали… к этому другому генералу, и, вообразите, — таки настояла, вызвала начальника Семена Захарыча, да, кажется, еще из-за стола. Можете представить, что там вышло.

Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа. Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца. Эта комната — кладовая — прообраз более грандиозной, но такой же душной «кладовые» — Петербурга.

Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова.

Так же душно, тесно и в комнате Сони.

Эти серые грязные стены давят. У Достоевского важна каждая деталь.

И даже желтый цвет выбран писателем не случайно.

В те времена этот цвет ассоциировался с «желтым домом», то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно. При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то , где-то , как-то , как , подчеркивая этим ненадежность существования людей.

Он оглянулся; к нему бросился Лебезятников. — Вообразите, я был у вас, ищу вас.

Вообразите, она исполнила свое намерение и детей увела!

Мы с Софьей Семеновной насилу их отыскали.

Сама бьет в сковороду, детей заставляет петь и плясать.

Дети плачут. Останавливаются на перекрестках и у лавочек.

За ними глупый народ бежит. Пойдемте.

— А Соня?. — тревожно спросил Раскольников, поспешая за Лебезятниковым. — Просто в исступлении. То есть не Софья Семеновна в исступлении, а Катерина Ивановна; а впрочем, и Софья Семеновна в исступлении. А Катерина Ивановна совсем в исступлении.

Говорю вам, окончательно помешалась.

Их в полицию возьмут. Можете представить, как это подействует… Они теперь на канаве у -ского моста, очень недалеко от Софьи Семеновны. Близко. На канаве, не очень далеко от моста и не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась куча народу.

Петербург в романе Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.

В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов.

Всё зависит не от воли людей, а от состояния общества. Петербург Достоевского –это модель общества, законы которого обрекают героев на невыносимые страдания и лишения. Таков основной конфликт романа между человеком и обществом.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему Петербург Достоевского. VI. Итоги урока. Вопросы для анализа текста.

Пейзаж. Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч.

1, гл. ( Инфо Н.Бердяев). План урока: I. Организационный момент. II. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока. Петербург не раз становился действующим лицом в русской литературе.

Вспомним, что о нём говорили А.С.

Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

III. Сообщение учащихся о Петербурге А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова. IV. Работа по теме проводится в группах. 1-я группа исследует психологический характер городского пейзажа.

2-я группа исследует сцены уличной жизни. 3-я группа исследует интерьеры. V.Отчёт о работе групп и запись опорного конспекта по теме.

VI.Подведение итогов. Ход урока. I. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города.

В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова – Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+