Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Нужна ли больнице лицензия по экспертизе качества медпомощи

Нужна ли больнице лицензия по экспертизе качества медпомощи

Нужна ли больнице лицензия по экспертизе качества медпомощи

Минздрав предлагает изменить лицензионные требования к медицинской деятельности

19 ноября 2018Минздравом внесен интересный проект, предполагающий достаточно большое количество изменений лицензионных условий осуществления медицинской деятельности. Напомним, что такие установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.

Соответствующий проект был размещен 15 ноября 2018 года.Остановимся на более значимых предложениях.Предлагается изменить требования к образованию и квалификации руководящего состава медицинской организации.

Так в проекте дословно отражено следующее:

  1. Для индивидуального предпринимателя – наличие высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам, и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), а при намерении осуществлять доврачебную помощь – высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования и свидетельства об аккредитации специалиста ‎или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), не менее пяти лет стажа работы по специальности – при наличии высшего медицинского образования, не менее трех лет стажа работы ‎по специальности – при наличии среднего медицинского образования.
  2. Для руководителя структурного подразделения медицинской организации – наличие высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам, и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста ‎по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), ‎а при намерении осуществлять доврачебную помощь – высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), стажа работы врачом-специалистом не менее трех лет;
  3. Для руководителя медицинской организации — наличие высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам, и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» либо высшего образования по одному из направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Юриспруденция» и дополнительного профессионального образования в области менеджмента в здравоохранении, а при намерении осуществлять доврачебную помощь – высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования ‎и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста ‎по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях в медицинской организации (для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» − стажа работы в медицинских организациях не менее пяти лет) – при наличии высшего медицинского образования, не менее трех лет стажа работы по специальности – при наличии среднего медицинского образования.
  4. Для заместителя руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, — наличие высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам, и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а при намерении осуществлять доврачебную помощь – высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), не менее пяти лет стажа работы по специальности – при наличии высшего медицинского образования, не менее трех лет стажа работы по специальности – при наличии среднего медицинского образования.

Что же изменится?Полагаем, что требования к руководящему составу как упрощаются, так и в некотором смысле усложняются.

  1. Проектом ужесточаются требования к обязательному стажу работы руководителя медицинской организации, имеющего высшее медицинское образование. В настоящее время ПП РФ № 291 предусматривает не менее 5 лет стажа, не уточняя его характер (по специальности или в руководящих должностях).

    Законопроектом предлагается уточнить, что стаж должен быть именно на руководящих должностях в медицинской организации, что конечно же существенно осложнит жизнь многих специалистов. Исключение предлагается сделать только для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» с допущением простого стажа работы в медицинских организациях не менее 5 лет.

  2. Для лиц, желающих заниматься доврачебной помощью, предлагается выделить отдельные требования к образованию, квалификации и стажу работы.

    Так, предложено установить требования о высшем образовании (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или о среднем профессиональном образовании.

    Соответственно, дополнительно требуется свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг). Глобальная разница с существующей в настоящее время нормой лишь в том, что ПП РФ № 291 игнорировал сестринский бакалавриат.

  3. Руководитель медицинской организации сможет иметь не только высшее медицинское, но и иное иного образование (экономическое, юридическое и т.д.).Конечно же это крайне актуально в виду недавнего определения Верховного суда РФ от 19.09.2018 № 308-*КГ18-13416. Напомним, что ВС РФ определил, что руководителем медицинской организации может быть только лицо с медицинским образованием.

Что касается требований к стажу работы остальных специалистов, занимающих руководящие должности, то ничего по сути не меняется.

В проекте предусмотрены следующие цифры:

  1. Для ИП- не менее 3 лет по специальности (при наличии среднего медицинского образования).
  2. Для заместителей руководителя МО – не менее 5 лет по специальности (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет по специальности (при наличии среднего МО);
  3. Для руководителей структурных подразделений МО – не менее трех лет работы врачом – специалистом;

Как отмечено в пояснительной записке к проекту формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» ( утвержден приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н).Согласно проекту свидетельство об аккредитации специалиста займет свое полноправное место рядом с сертификатом специалиста как его возможная пока что альтернатива. Напомним, что согласно действующему законодательству РФ право на осуществление медицинской деятельности может быть подтверждено как сертификатом специалиста, так и свидетельством об аккредитации специалиста (п. 1 ч. 1 ст. 100 и ч. 1 ст. 69 ФЗ -323.

Проще говоря – поправки носят чисто технический характер.Лицензионные требования к структуре и штатному расписанию в разрезе ПП РФ от 16.04.2012 № 291 в настоящее время привязаны к юридическим лицам, входящим в государственную или муниципальную систему здравоохранения. Из п.п. «ж» п. 4 Положения следует идентичное лицензионное требование (соответствие структуры и штатного расписания общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций).
Из п.п. «ж» п. 4 Положения следует идентичное лицензионное требование (соответствие структуры и штатного расписания общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций). Как известно, такие требования «сидят» в порядках оказания медицинской помощи.Проектом предлагается изменить данную норму и установить «соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии – юридического лица заявляемым работам (услугам)».

Таким образом данное лицензионное условие будет касаться медицинских организаций всех систем здравоохранения без исключений, включая и частную.

Нерадостное известие, надо Вам сказать, особенно учитывая номенклатурность порядков в этой части.Авторы проекта предлагают дополнительное лицензионное требование о соблюдении лицензиатами правил проведения лабораторных, инструментальных, патолог-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно- курортного лечения.И действительно, помимо порядков оказания медицинской помощи в законодательном поле существуют и такие нормативные акты как:

  1. Положения об организации оказания некоторых видов медицинской помощи (первичной медико- санитарной помощи взрослому населению (Приказ от 15.05.2012 № 543н), детям (Приказ от 07.03.2018 № 92н), скорой медицинской помощи (Приказ от 20.06.2013 № 388н) и др.
  2. Правила проведения различных видов исследований (Правила проведения патолого — анатомических исследований (Приказ от 26.12.2016 № 997н), Правила проведения функциональных исследований (Приказ от 06.12.2017 № 974н и др.)

Уточним, что в настоящее время ПП РФ от 16.04.2012 № 291 ограничивается требованием о соблюдении лишь порядков оказания медицинской помощи (п.п. «а» п. 5 Положения). Это, порой, ставило органы надзора в затруднительное положение, то есть когда «хочется и не можется», хотя, по всей видимости, мы несколько недооцениваем наши органы надзора в части не можется.Отметим, что новое лицензионное требование в случае его несоблюдения будет квалифицироваться как грубое нарушение, что в свою очередь может повлечь наступление административной ответственности по ч.

4 ст. 14.1 либо по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Напомним, что «грубость» нарушения требует помимо прочего наличия последствий, установленных ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и т.д.).Начнем с того, что проектом исключаются ряд документов, необходимых для предоставления соискателем лицензии:

  1. Копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (п. п. а» п. 7 Положения);
  2. Копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии (п. п. «и» п. 7 Положения).

В тоже время Минздрав расширяет данный перечень, включив туда:

  1. Копию документа, утверждающего порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п.

    п. «л» п. 7);

  2. Копии трудовых договоров, заключенных с работниками, имеющими образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, необходимое для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг) (п. п. «к» п. 7);
  3. Копии документов, подтверждающих структуру и штатное расписание (для медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность) (п. п. «м» п. 7).

Данные документы должны будут предоставляться при смене адреса осуществления медицинской деятельности, и при намерении медицинской организации осуществлять новые работы (услуги).

Обращаем внимание, что документы (копии трудовых договоров медицинских работников) на практике предоставлялись соискателями лицензии и ранее.

А московский порядок предусматривал это и на бумаге (порядок предоставления государственной услуги «Лицензирование медицинской деятельности в гор.

Москве», утвержденный постановлением Правительства Москвы от 16.12.2015 № 894-ПП).Порядок же осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности предоставлялся только лицензиатами в ходе лицензионной проверки. Соискатели лицензии были избавлены от этого.Наконец добрались и до «сладенького» – предлагается исключить целый ряд медицинских услуг из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.Первая категория среди «кандидатов на вылет» носит дублирующий характер (фактически услуги «сидят» в других услугах), вторая – услуги имеют сомнительное происхождение и вряд ли могут быть отнесены к медицинской деятельности, третья – услуги не имеют соответствующей корреспондирующей медицинской или образовательной специальности четвертая — иные вполне разумные и не очень причины.Так, проектом предлагается исключить следующие услуги (работы) по (список не полный, см также комментарии ниже):

  1. Диабетологии;
  2. Хирургии (абдоминальной);
  3. Реаниматологии;
  4. Гигиеническому воспитанию;
  5. Общей практики;
  6. Дезинфектологии (молитвы достигли Минздрава);
  7. Наркологии;
  8. Неотложной медицинской помощи;
  9. Медицинской статистике;
  10. Организации сестринского дела;
  11. Сексологии;
  12. Санитарно – гигиеническим лабораторным исследованиям;
  13. Лабораторной микологии;
  14. Организации здравоохранения и общественному здоровью;
  15. Стоматологии профилактической;
  16. Лабораторному делу;
  17. Генетике;
  18. Энтомологии.
  19. Операционному делу;
  20. Управлению сестринской деятельностью;
  21. Клинической микологии;

В пояснительной записке к проекту объясняются многие причины исключения услуг, не будем повторяться. Но некоторые вещи все же прокомментируем в следующем разделе.Также из ПП РФ № 291 могут исчезнуть услуги (работы) по экспертизе качества медицинской помощи, что будет вполне коррелировать с другими положениями законодательства РФ в области здравоохранения.

Напомним, что ЭКМП в силу ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» проводится либо в рамках обязательного медицинского страхования (Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230), либо вне рамок ОМС, а точнее в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в рамках двух видов проверок), и ведомственного контроля качества медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 16.05.2017 № 226н).

64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» проводится либо в рамках обязательного медицинского страхования (Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230), либо вне рамок ОМС, а точнее в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (в рамках двух видов проверок), и ведомственного контроля качества медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 16.05.2017 № 226н). Фактически ЭКМП является не услугой, а инструментом контроля.Также проектом предусмотрено объединение услуг (работ) по бактериологии и вирусологии в услугу (работу) по медицинской микробиологии.

Услугу (работу) по авиационной и космической медицине предлагается превратить в услугу (работу) по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала, медицинскому освидетельствованию космонавтов, медицинскому обеспечению космонавтов и их реабилитации после выполнения космических полетов.Услуги по лечебной физкультуре и спортивной медицине предлагается заменить на услугу (работу) по спортивной медицине (Приказ Минздрава № 1183н как раз содержит должность врача по спортивной медицине, Приказ Минздрава № 700н также содержит общую специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»).Предлагается исключить услуги (работы) по «стоматологии общей практики», что, по нашему мнению, не совсем верный шаг.

Номенклатурой должностей от 20.12.2012 № 1183н действительно не предусмотрена должность врача-стоматолога общей практики, однако должность врача- стоматолога привязана к специальности «стоматология общей практики». А услуга «стоматология» касается только доврачебной деятельности зубных врачей.Как уже было сказано выше, предлагается исключить услугу (работу) по «стоматологии профилактической», что также вызывает ряд вопросов. На наш взгляд, следовало бы исключить дублирующую услугу по «гигиене в стоматологии», сохранив «стоматологию профилактическую» в связи с одноименной специальностью, получаемой гигиенистами в стоматологии.Кроме того, Минздрав решил затронуть услуги (работы) по судебно – медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц, по судебно – медицинской экспертизе и исследованию трупа, «вычленив» из них услуги (работы) по судебно – медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц и по материалам дела; по судебно – медицинской экспертизе и исследованию трупа и материалам дела.

Что, по всей видимости, сделано с целью разделения тарифов.Уточняется услуга (работы) по комплексной амбулаторной судебно – психиатрической экспертизе в той части, что касается живых лиц и заочной, в том числе посмертной экспертизы, по медицинским документам и иным материалам.В свете такой законодательной инициативы следует вспомнить и о том, что до настоящего времени Минздравом не разработаны требования, необходимые для лицензирования медицинских организаций.

Отметим, что четкие и ясные требования по каждому виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, до сих пор отсутствуют.

Проект, который вносит Минздрав, также никаких положений в этой части не содержит. О данной теме читайте в другой нашей заметке «Прозрачная» система лицензирования медицинской деятельности» .

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  1. Карма: +4/-0
  2. Постоялец
  3. 3. Место работы: Здрав.Биз
  4. Expert
  5. Сообщений: 136
  6. 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург

« : 10 Декабря 2018, 16:00:36 » Оправдано ли присутствие экспертизы качества медицинской помощи в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаемом Правительством Российской Федерации? Кому и зачем необходима такая лицензия?

Ответы на эти важнейшие вопросы мы попытались отыскать в работе «». Некоторые выводы: Вывод первый.

Экспертиза качества медицинской помощи (далее – Экспертиза) – особый вид медицинской деятельности и не может рассматриваться и регулироваться отдельно от неё. Поскольку медицинская деятельность в соответствии с Законом № 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности, законных оснований для выведения Экспертизы за пределы перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в настоящее время не существует. Вывод второй. Экспертиза может проводиться как внутри медицинской организации в целях осуществления внутреннего контроля и управления качеством, клинического аудита в системах менеджмента качества и т.п., так и одним хозяйствующим субъектом другому (аутсорсинг в целях внутреннего контроля и управления качеством – актуально для микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей, независимая экспертиза, страховые медицинские организации, внешний аудит в системах добровольной сертификации и в саморегулируемых организациях и т.п.), а также органами государственного контроля/надзора в отношении поднадзорных субъектов в рамках контрольно-надзорной деятельности.

В первом и последнем случаях, конечно, ни в какой лицензии на проведение Экспертизы никто не нуждается, а вот во втором случае она необходима и обязательна, ибо проводится на договорной основе. И это правильно. Вывод третий. Лицензирование – не идеальный вариант регулирования Экспертизы, поскольку, во-первых, требования к её организации и проведению устанавливаются в той системе, которая проводит её в каких-то целях и заинтересована в полных, объективных и достоверных результатах – т.е., устанавливает требования к результатам, прежде всего.

Общие требования на федеральном уровне могут быть установлены лишь в качестве минимальных и, при том, самые минимальные. Во-вторых, Экспертиза может проводиться в любой системе только по тем профилям, по которым в этой системе имеются специалисты достаточно высокого уровня. Иными словами, разрешение (а лицензирование – это вариант государственной разрешительной системы) на Экспертизу не может быть выражено в одной строчке, внутри оно должно быть уточнено по профилям, что для отдельного вида работ (услуг) лицензированием не предполагается.

Более подходящим вариантом видится аккредитация, но его нужно очень серьёзно (начиная с предложенных выше уточнений Закона и, далее поэтапно, вплоть до создания системы аккредитации экспертов и экспертных сообществ) проработать прежде, чем переходить к нему.

И уж точно не путём скоропалительного исключения Экспертизы из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Полностью статья – в . — Всегда Ваши, Андрей Таевский и ЭкспертЗдравСервис (6.86 кБ, 250×161 — просмотрено 508 раз.)

Записан С уважением, Андрей Таевский

  1. Expert
  2. Карма: +4/-0
  3. 3. Место работы: Здрав.Биз
  4. Постоялец
  5. 1. Субъект РФ: Санкт-Петербург
  6. Сообщений: 136

« Ответ #1 : 02 Февраля 2021, 15:04:54 » Уважаемые коллеги!

Добрый день! 18 января 2021 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минздравом России был размещён законопроект

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования экспертизы качества медицинской помощи»

(далее – Законопроект). Думается, совершенствовать «регулирование» столь важного направления, как экспертиза качества медицинской помощи, нужно.

Вопрос заключается в том, как это делать, чтоб «совершенствование» не обернулось на деле своей противоположностью. Нам есть, что сообщить по этому поводу. Для того, чтобы «регулирование» какой-либо деятельности было полезным для общества, нужно найти ответы на фундаментальные вопросы: что есть объект «регулирования» и зачем он нужен, какие субъекты им занимаются и чьи интересы при этом затрагивают, какие возникают при осуществлении этой деятельности проблемы и какие из них не могут быть решены иначе, как нормативным правовым регулированием?

Для того, чтобы «регулирование» какой-либо деятельности было полезным для общества, нужно найти ответы на фундаментальные вопросы: что есть объект «регулирования» и зачем он нужен, какие субъекты им занимаются и чьи интересы при этом затрагивают, какие возникают при осуществлении этой деятельности проблемы и какие из них не могут быть решены иначе, как нормативным правовым регулированием?

Попробуем разобраться с этим в эссе «». Приятного чтения! — Всегда ваши, Андрей Таевский и ЭкспертЗдравСервис. (38.3 кБ, 450×252 — просмотрено 524 раз.) Записан С уважением, Андрей Таевский

Лицензия на экспертизу качества медицинской помощи для СМО и ТФОМС не требуется!

В прошлом блоге я рассматривал ситуацию с , когда через суд медицинская организация смогла получить оплату оказанных услуг.

Теперь привожу пример о том, как медицинская организация проиграла, более того должна была проиграть. В вашем браузере отключен JavaScript Почему? Рассказываю!Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения обратилось в суд с заявлением о признании актов реэкспертизы Территориального фонда ОМС недействительными и незаконными.Предшествовала обращению в суд экспертиза качества медицинской помощи и медико-экономическая экспертиза ГК «Забайкалмедстрах», с которой медицинская организация была не согласна и обратилось в ТФОМС Забайкальского края с претензией о необходимости проведения реэкспертизы акта страховой компании.Одним из доводов для признания актов реэкспертизы Территориального фонда ОМС недействительными и незаконными было то, что проверяющие организации не имели лицензий на осуществление медицинской деятельности при проведении экспертизы качества медицинской помощи.Данный довод суд проверил и изложил свою позицию.1.

Законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании не установлены требования о наличии у страховой медицинской организации либо территориального фонда обязательного медицинского страхования лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении экспертизы качества медицинской помощи.2.Часть 2 статьи 32 Закона об организации страхового дела устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых страховая организация обязана иметь лицензию.

Данный перечень не включает лицензию на осуществление медицинской деятельности при проведении экспертизы качества медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованиюТак как экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования проводится при осуществлении страховыми медицинскими организациями контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках деятельности по обязательному медицинскому страхованию, дополнительной (помимо имеющейся) лицензии на данный вид деятельности не требуется.Кроме того, сам акт реэкспертизы не содержит предписаний властно-распорядительного характера государственного органа, адресованных учреждению, влекущих возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, то есть не является актом ненормативного характера, поэтому производство по делу было прекращено, так как этот вопрос не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Какие выводы? 1.Мне трудно предположить, что юрист бюджетного учреждения здравоохранения не знал об отсутствии необходимости страховой медицинской организации и территориальному фонду обязательного медицинского страхования иметь лицензию на проведение экспертизы качества медицинской помощи. Подобное предложение было от Федеральной антимонопольной службы, и мы рассматривали его на .

Но это пока предложение.2.В признании акта реэкспертизы недействительными и незаконными посредством оспаривания ненормативного правового акта в арбитражном суде будет отказано, так как рассмотрение этого вопроса не подведомственно арбитражному суду.А что вы думаете по этому поводу? Почему медицинская организация использовала нормы материального права, которые заведомо отклонит суд при вынесении решения?

Нужно ли лицензировать экспертизу качества медицинской помощи?

Источник 17 Декабря 2018 1482 К вопросу о лицензировании медицинской деятельности: оправдано ли присутствие экспертизы качества медицинской помощи в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаемом Правительством Российской Федерации? Кому и зачем необходима такая лицензия?

Уважаемые коллеги! Добрый день! Прежде всего, приношу вам свои извинения за некорректно составленный заголовок.

Это было сделано намеренно с целью охватить им весь материал настоящей работы, но оставить компактным. Вариант, содержащий комбинацию правильных формулировок, звучал бы полностью примерно так: «К вопросу о лицензировании медицинской деятельности: оправдано ли присутствие экспертизы качества медицинской помощи в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаемом Правительством Российской Федерации?

Вариант, содержащий комбинацию правильных формулировок, звучал бы полностью примерно так: «К вопросу о лицензировании медицинской деятельности: оправдано ли присутствие экспертизы качества медицинской помощи в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаемом Правительством Российской Федерации? Кому и зачем необходима такая лицензия?».

Он был бы довольно громоздким, не правда ли?

Темы здесь две в одной, и я не нахожу допустимым рассматривать изолированно одну от другой.

«Плясать» будем «от печки». 1. Что есть медицинская деятельность, зачем нужно её лицензирование, кому и почему нужна лицензия на медицинскую деятельность?

В ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

(далее – Закон) даны основные термины и понятия, используемые в этом Законе.

Среди прочего, в п.10 указано:

«медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»

. Но мы должны понимать, хотя это и не написано прямо в Законе, что медицинская деятельность – это деятельность хозяйствующих субъектов, и именно она в нашей стране подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В п.3 ст.2 Закона № 99-ФЗ написано:

«К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием»

. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие подлежащую лицензированию медицинскую деятельность, указаны в п.11 ст.2 Закона: «медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность».

Во многих странах врач является субъектом права и получает лицензию на врачебную практику в какой-либо местности. Но это совсем другая история, и в прямом, и в переносном смысле. В нашей стране вначале должен быть зарегистрирован хозяйствующий субъект, и только после государственной регистрации этот субъект может получить лицензию на медицинскую деятельность.
В нашей стране вначале должен быть зарегистрирован хозяйствующий субъект, и только после государственной регистрации этот субъект может получить лицензию на медицинскую деятельность.

Иного не дано. А пока, в обозримом будущем, и не надо, ведь модель лицензирования практики имеет совершенно иную культурную основу, вне которой негативные эффекты перевесят многократно все потенциальные выгоды от неё, не говоря уже о реальных улучшениях. Содержание понятия «медицинская помощь» раскрывается в п.п.

3-5 ст.2 Закона:

«медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг»

(п.3), «медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение» (п.4) и «медицинское вмешательство – выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности» (п.5). Очевидно, ни о какой равнозначности терминов «медицинская деятельность» и «медицинская помощь» не может быть и речи. Медицинскую помощь гражданам оказывают медицинские работники, трудящиеся в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, и выполняющие медицинские вмешательства в соответствии со своими трудовыми функциями.

Медицинскую помощь населению организуют и оказывают медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность. Услуги потребителям в договорном порядке оказывают медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность.

Услуги медицинских организаций не ограничиваются медицинскими услугами, т.е., выполнением медицинских вмешательств, а деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих медицинскую деятельность, не ограничивается оказанием медицинской помощи гражданам либо услугами, оказываемыми конечным потребителям. Не слишком сложная для понимания логическая конструкция. Однако, не всеми, что следует из содержания подготовленного Минздравом России и размещённого в ноябре 2018 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

«О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»

)» (далее – Проект).

Из него следует, что всё, что не является непосредственным выполнением медицинских вмешательств пациентам, должно быть выброшено из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, ибо относится к обеспечению медицинской помощи.

Позиция более чем странная. Без выполнения всего того, что предусматривают исключаемые позиции, медицинская помощь населению не может быть организована правильно и оказываться безопасно и качественно.

Само же выполнение того, что предусмотрено выбрасываемыми из перечня позициями, безусловно, требует специальных медицинских знаний и опыта. В этом плане невозможно не поддержать недавнее обращение уважаемого д.м.н., профессора Дмитрия Валентиновича Пивеня в Государственную думу и в Национальную медицинскую палату относительно нецелесообразности исключения работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью. Вообще, внимательное изучение Проекта наводит на мысль о том, что весь перечень исключений, а он довольно велик, был вначале составлен путём произвольного вычёркивания позиций, имеющихся в действующем Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.

№ 291, а затем лишь обоснован, задним числом и разными людьми.

Многие обоснования противоречат друг другу.

То «исключить, т.к. отсутствует специальность», то, рядом, – «исключить, т.к. имеется специальность и требования устанавливаются профессиональным стандартом».

Следуя этой логике, исключить нужно вообще всё. Однако вернёмся к теме статьи. 2. Что есть экспертиза качества медицинской помощи по мнению авторов Проекта и почему вдруг стала лишней лицензия на её проведение?

Определения Экспертизы в Законе нет, зато в п.1 ст.64 указана ложная цель её проведения:

«…проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата»

. Нарушения могут быть только установленных требований, что подталкивает к их выработке, установлению и контролю исполнения, а это противоречит жизни, основного «производственного» процесса медицинской деятельности – процесса оказания медицинской помощи живому человеку. Но беда не только и не столько в этом.

Огромная масса людей, не имеющих вовсе медицинского образования, не говоря уже о каком-либо профессионализме в медицине, требуют дать им волшебный штангенциркуль для измерения качества медицинской помощи и врачебных решений в виде каких-нибудь чек-листов, сводов требований по отпущению «медуслуг» по кодам МКБ и т.п. На основании п.1 ст.64 Закона, подменяющей все цели проведения Экспертизы, включая и важнейшую – выработку лучших практик, одной ложной – «выявлением нарушений» для третирования врачей и медицинских организаций, они будут «экспертами»? Вот и лицензию им получать уже не нужно (цитата из Пояснительной записки к Проекту): — Из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить следующие работы (услуги): … по «экспертизе качества медицинской помощи».

Согласно статье 64 Федерального закона № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, т.е. не рассматривается как оказание медицинской помощи, предусмотренной положениями статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ и подлежащей лицензированию. Данный вид медицинской экспертизы в отличие от других видов медицинской экспертизы, регламентированных статьей 58 Федерального закона № 323-ФЗ, не устанавливает состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, или причинно-следственную связь между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, а выявляет нарушения при оказании медицинской помощи экспертным путём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, не предусматривающим лицензирование деятельности экспертов.

Экспертиза качества медицинской помощи, проводимая в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152

«Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»

, является контрольным мероприятием, проводимым экспертами по отношению к медицинской организации, осуществляющей лицензируемую медицинскую деятельность. Деятельность экспертов в данных случаях регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 636

«Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»

и не требует лицензирования. Одновременно с этим, в настоящее время Минздравом России разрабатывается проект федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, согласно которому экспертиза качества медицинской помощи будет осуществляться в формах государственного контроля, ведомственного контроля, внутреннего контроля на основании критериев оценки качества медицинской помощи, разрабатываемых по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения).

Кроме того, в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, отсутствуют сведения о специальности «экспертиза качества медицинской помощи» по которой выдается сертификат специалиста, что не представляет возможным установить соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части наличия заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) согласно подпункту «д» пункта 4 Положения о лицензировании. — Конец цитаты. Приведена дословно.

Логика – потрясающая просто. В самом начале, как же без этого, оттолкнулись от ложного постулата об идентичности медицинской помощи и медицинской деятельности и от п.1 ст.64 Закона, где обозначена ложная цель Экспертизы – идеальные отправные точки для всего прочего нагромождения «правдивости» того же рода. Далее следует пространные рассуждения на тему различных форм контроля и их регламентации, а также некоего проекта по дальнейшему извращению Экспертизы. Окститесь! Экспертиза – это не форма контроля!

Это исследование! Далее следует уже известный нам аргумент об отсутствии специальности и, соответственно, специалистов для выполнения данного вида работ (услуг). И тут просто необходимо вспомнить, что это за вид мы тут с вами обсуждаем: «экспертиза качества медицинской помощи».

Простите, как это понимать? Как то, что должна быть специальность «врач – эксперт качества медицинской помощи», чтобы оставили Экспертизу в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность? Или как то, что проведение Экспертизы не требует профессиональных знаний и опыта? Очевидно, авторы Проекта имели в виду последнее (хотя и первое – не супер).

И это, я очень мягко скажу, свидетельствует о недостаточной глубине понимания ими проблемы оказания медицинской помощи. Резюме: не берусь утверждать за весь состав Проекта, но здесь ассоциация возникает с целым вагоном вранья, несущимся по кривущим рельсам к ложной цели. 3. Что есть экспертиза качества медицинской помощи на самом деле, зачем она нужна, почему необходимо её лицензирование, кому и зачем нужна лицензия на её проведение?

Конечно, пока формулировка п.1 ст.64 Закона через ложную цель извращает суть Экспертизы и позволяет кому попало мнить себя экспертами, едва заполучив в руки какой-либо циркуляр (попутно требуя всё новых перечней «положенного»), и судить о качестве медицинской помощи, в т.ч. о качестве процесса оказания медицинской помощи живому человеку, на основании безличных указаний, совокупное давление таких «экспертов» на систему здравоохранения и специалистов будет лишь усиливаться. Пострадают в итоге общественные интересы, и сильно.

Законодательство в этой части требует совершенствования. Цитата из учебного пособия (ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2018.

Раздел IV. Вводные положения, с.19-21): — Качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора [и применения]* методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Экспертиза (франц. expertise – от лат.

expertus – опытный) – исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в исследуемой области.

Собственная цель экспертизы – изучение объекта исследования, его комплексная оценка и формирование выводов (результатов), полно, объективно и достоверно отражающих совокупность характеристик изучаемого объекта.

Полнота, объективность и достоверность результатов экспертизы зависят не только от профессионализма эксперта, но и от методики проведения исследования.

Только применение надёжной методики обеспечивает воспроизводимость и сопоставимость результатов исследований одного объекта, проводимых разными экспертами. Соответственно, экспертиза качества медицинской помощи (далее – Экспертиза) – профессиональное исследование, имеющее целью комплексную оценку и формирование выводов о качестве медицинской помощи, понимаемом как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора и применения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата, проводимое в соответствии с методикой, обеспечивающей полноту, объективность и достоверность результатов. Экспертиза имеет собственную цель, однако сама она проводится в каких-либо целях, и подчинённость собственной цели Экспертизы целям её проведения несёт в себе риск внешнего искажающего воздействия на объективность и достоверность результатов.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится, а её результаты используются при осуществлении: 1) контрольных мероприятий (проверок) в рамках государственного, ведомственного и внутреннего контроля качества [медицинской помощи]* и безопасности медицинской деятельности в соответствии с установленными регламентами соответствующего уровня; 2) контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС; 3) контроля качества и условий оказания медицинской помощи, проводимого страховыми медицинскими организациями в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования (при наличии таковых положений); 4) клинического аудита в системах менеджмента качества в соответствии с принятыми обязательствами при вступлении медицинской организации в избранную систему добровольной сертификации; 5) систем и технологий управления качеством медицинской помощи, установленными локально в медицинской организации либо вышестоящими органами управления для подведомственных организаций в соответствии с регламентами соответствующего уровня; 6) независимой экспертной деятельности, в т.ч.

мероприятий, проводимых в целях досудебного урегулирования споров, в рамках потребительского контроля** и в иных случаях, в соответствии с требованиями к организации и проведению независимой экспертизы качества медицинской помощи и проводящим её субъектам***. Полнота, объективность и достоверность результатов Экспертизы обеспечивается, прежде всего, выполнением следующих условий: а ) контролируемая неприкосновенность собственной цели Экспертизы от целей её проведения (изоляция Экспертизы и проводящих её экспертов от заказчика, третьих лиц и их интересов); б ) наличие, доступность и полнота информации о рассматриваемом случае оказания медицинской помощи; в ) квалификация (уровень профессиональной подготовки и практического опыта) экспертов; г ) адекватная совокупность сформулированных характеристик качества медицинской помощи (система оценочных критериев и показателей качества); д ) наличие и доступность достоверных информационных источников, позволяющих эксперту смоделировать условно-эталонные процесс и результат оказания медицинской помощи и сопоставить с ними, соответственно, фактические сведения, оценить допущенные отклонения, их величину, вероятные причины и последствия; е ) наличие унифицированной методики проведения Экспертизы, обеспечивающей технологическую основу получения объективных и достоверных результатов Экспертизы. — * — выделенных слов не хватает в соответствующих формулировках Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

и во всём нисходящем каскаде подзаконных нормативных правовых актов.

** — в настоящее время проведение Экспертизы в рамках потребительского контроля и т.н.

«независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»

или «независимой оценки деятельности медицинских организаций» законодательством не предусмотрено (п.1 ст.79.1 Закона). *** — указанные требования должны обязательно включать наличие лицензии на проведение экспертизы качества медицинской помощи, экспертов, имеющих необходимый уровень профессиональной подготовки и опыт практической работы для проведения Экспертизы рассматриваемого случая оказания медицинской помощи, а также институциональное обеспечение независимости экспертов и проводимой ими Экспертизы от интересов заказчика.

С 1 января 2015 года установление соответствующих требований отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации (п.3 ст.58 Закона), однако до сих пор они не установлены. — Конец цитаты. Электронную версию пособия можно получить бесплатно .

Из приведённого фрагмента следуют некоторые важные выводы: Вывод первый. Экспертиза качества медицинской помощи – особый вид медицинской деятельности и не может рассматриваться и регулироваться отдельно от неё. Поскольку медицинская деятельность в соответствии с Законом № 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности, законных оснований для выведения Экспертизы за пределы перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в настоящее время не существует.

Вывод второй. Экспертиза может проводиться (обобщённо): 1) внутри медицинской организации в целях осуществления внутреннего контроля и управления качеством, клинического аудита в системах менеджмента качества и т.п.; 2) органами государственного контроля/надзора в отношении поднадзорных объектов в рамках контрольно-надзорной деятельности; 3) в качестве услуг, оказываемых одним хозяйствующим субъектом другому (аутсорсинг в целях внутреннего контроля и управления качеством – актуально для микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей, независимая экспертиза, страховые медицинские организации, внешний аудит в системах добровольной сертификации и в саморегулируемых организациях и т.п.).

В первых двух вариантах, конечно, ни в какой лицензии на проведение Экспертизы никто не нуждается, а вот в последнем лицензия необходима и обязательна, ибо Экспертиза проводится на договорной основе. Вывод третий. Лицензирование – не идеальный вариант регулирования Экспертизы, поскольку, во-первых, требования к её организации и проведению устанавливаются в той системе, которая проводит её в каких-то целях и заинтересована в полных, объективных и достоверных результатах – т.е., устанавливает требования к результатам, прежде всего. Общие требования на федеральном уровне могут быть установлены лишь в качестве минимальных и, притом, минимальные на самом деле.

Во-вторых, Экспертиза может проводиться в любой системе только по тем профилям, по которым в этой системе имеются специалисты достаточно высокого уровня.

Иными словами, разрешение (а лицензирование – это вариант государственной разрешительной системы) на Экспертизу не может быть выражено в одной строчке, внутри оно должно быть уточнено по профилям, что для отдельного вида работ (услуг) лицензированием не предполагается. Более подходящим вариантом видится аккредитация, но его нужно очень серьёзно (начиная с предложенных выше уточнений Закона и, далее поэтапно, вплоть до создания системы аккредитации экспертов и экспертных сообществ) проработать прежде, чем переходить к нему.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+