Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Остаток топлива по договору

Остаток топлива по договору

Белоруснефть — личный кабинет: вход / официальный сайт карты азс

Сайт: Кабинет: Телефон: 6-431-431 Белоруснефть – государственная организация, которая осуществляет полный этап работ с нефтью и продуктами ее переработки. Специалисты компании занимаются поиском источников нефти, их разработкой, а также переработкой и поставкой нефтепродуктов.

Специально для продажи дизельного топлива и бензина была создана сеть АЗС, которая действует по всей стране. Клиенты автозаправочных станций могут воспользоваться онлайн-сервисом компании и специальной картой, чтобы получать топливо на более выгодных условиях. Оглавление Карта лояльности дает доступ в личный кабинет.

Без нее пройти регистрацию на официальном сайте Белоруснефть не удастся. Приобрести карточку можно на автозаправочных станциях компании, а также у ее партнеров.

Список партнеров представлен на сайте azs.belorusneft.by.

Стоимость инструмента – 1,99 белорусских руб. Карточка активируется сразу после покупки, дополнительную регистрацию проходить не нужно. Ее владелец получает возможность приобретать топливо, сопутствующие товары и услуги со скидкой.

При желании он может передать ее родственнику или знакомому, так как карта не именная. Если автомобилист хочет расширить свои возможности и поучаствовать в розыгрыше призов, ему необходимо заполнить анкету.

Ее можно запросить на заправке при получении карты, но удобнее сделать это через личный кабинет. Попасть на страницу регистрации можно по ссылке .

Новым пользователям необходимо нажать на кнопку «». Алгоритм ввода данных:

  • Сформировать логин и пароль. Удобнее всего использовать номер и код карты, чтобы регистрационные данные не были забыты.
  • Указать электронную почту.
  • Адрес электронной почты необходимо подтвердить через письмо.
  • Указать номер карты. У карточек «Моцная картка» это комбинация на оборотной стороне под штрихкодом, у инструмента Белоруснефть – сочетание цифр на лицевой стороне.
  • Ввести код. Он расположен либо выше штрихкода, либо, если речь идет о «Моцная картка», указать необходимо 3 последние цифры номера.

Для дальнейшей авторизации на той же странице достаточно указать логин и пароль. Пользователь, участвующий в программе лояльности, копит баллы (1 балл за 10 копеек, потраченных на приобретение топлива).

В личном кабинете программы лояльности можно проверить количество накопленных баллов.

Важно учитывать, что за каждые 500 балов пользователь получает один приз.

Через ЛК он может пройти мгновенный розыгрыш и выбрать интересующий его приз. Также можно просмотреть статистику затрат на топливо и сопутствующие товары.

За покупку сопутствующей продукции на определенную сумму начисляется месячная скидка: за траты более 20 рублей – 2%, а при затратах более 30 рублей – 3% на оплату заправки. Пользователю предоставляется полная информация о действующих скидках.

Важно помнить, что за одну покупку можно использовать только одну скидку.

При необходимости в личном кабинете можно изменить ранее введенные анкетные данные. Бизнес-клиенты Белоруснефть также могут оформить карту, однако не лояльности, а топливную.

Основное различие в том, что топливная карта дает возможность пользоваться заправками представителям юридических компаний, а баллы и скидки за активность не начисляются. Согласно договору, владелец топливной карты может внести предоплату за бензин. Из нее будут вычитаться траты на заправку.

Чтобы узнать остатки, необходимо нажать на раздел «» в меню «Топливная карта» для бизнес-клиентов. Достаточно выбрать обслуживающее подразделение Белоруснефть и реквизиты договора, чтобы получить информацию. Предыдущая статьяСледующая статья

ГСМ приобретены посредством топливных карт

Важное 11 сентября 2008 г.

17:13 Орлова Е.В. эксперт, журнал «» № 17/2008 Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России У организаций, использующих в деятельности транспорт, неизбежно возникают расходы, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов. Бензин можно покупать c помощью топливных карт. Как отразить операции по получению и расходованию топлива в бухгалтерском и налоговом учете?

Ведь документы, подтверждающие приобретение ГСМ, фирма получит лишь по итогам месяца.

Топливные микропроцессорные карты (так называемые смарт-карты) — это удобный и надежный в эксплуатации способ расчетов за топливо, наиболее привлекательный для корпоративных клиентов.

Держателями топливных карт являются в основном юридические лица. Эти карты позволяют проконтролировать, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки были приобретены ГСМ. В настоящее время у средних и крупных компаний возрастает спрос на топливные карты.

Топливная микропроцессорная карта, выпускаемая топливной компанией или владельцем сети АЗС, — это техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых разрешен прием смарт-карт. Топливная карта не считается платежным средством. При этом она может быть лимитированной или нелимитированной.
При этом она может быть лимитированной или нелимитированной. На нелимитированную топливную карту вносится количество литров каждого вида топлива, приобретенного организацией-покупателем у поставщика нефтепродуктов, которое может быть получено покупателем в полном объеме остатка на карте без суточных ограничений.

Покупатель имеет возможность ограничить слив топлива с нелимитированных карт суточным или месячным лимитом на основе заявки.

Если объем топлива на нелимитированной карте исчерпан, получение топлива приостанавливается.

Лимитированная топливная карта — это карта, на которой устанавливается единый суточный или месячный лимит (количество литров). По лимитированной карте покупатель получает топливо разных видов, общее количество которого за сутки или за месяц не должно превышать установленный лимит независимо от того, сколько литров топлива было получено по карте в предыдущие дни. Для изменения суточных или месячных лимитов на лимитированных картах необходимо переформатировать карту на основе заявки установленного образца, передаваемой в офис поставщика топлива.

В заявке покупатель указывает величины новых лимитов. Например, лимит — 30 л бензина марки Аи-98 в сутки. В этом случае держатель карты может израсходовать за сутки (с 00.00 до 24.00) не более 30 л единовременно или за несколько заправок.

При этом оплаченный объем топлива уменьшается на сумму заправленных литров. Каждое начало суток дает возможность заправки бензином установленного лимита в полном объеме. Операция по списанию литров с топливной карты может быть остановлена терминалом АЗС только по следующим причинам: — величина запрашиваемого объема топлива превышает остаток на карте или суточный лимит; — карта заблокирована.

Как правило, техническое обеспечение функционирования системы расчетов с помощью топливных карт осуществляет процессинговый центр (процессинговая компания) — центральный пункт сбора информации, в который поступают все сведения с карточных терминалов АЗС.

Сведения обрабатываются и в виде актов, отчетов, реестров рассылаются организациям.

Чтобы приобретать бензин по топливным картам, компания должна заключить с процессинговым центром договор поставки топлива или договор на заправку нефтепродуктами автотранспорта с использованием топливных карт. По сути, это смешанный договор.

Процессинговый центр выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственником топлива.

В соответствии с названным договором поставка бензина производится путем его выборки на АЗС поставщика (список автозаправочных станций приведен в приложении к договору) покупателем (держателем карты покупателя) по топливным картам через топливораздаточные колонки с использованием учетных терминалов поставщика для идентификации держателя карты. Выборка топлива и передача данных начинается с даты получения компанией-покупателем топливных карт.

Датой поставки считается дата выборки топлива держателем карты покупателя, указанная в чеке учетного терминала АЗС.

Обычно в договоре предусматривается, что право собственности на нефтепродукты переходит к покупателю в момент заправки на автозаправочной станции транспортного средства покупателя на основании предъявленной представителем покупателя топливной карты. Расчеты за приобретаемое топливо производятся путем перечисления организацией-покупателем на счет поставщика стопроцентной предоплаты заказываемого количества топлива в соответствии с прайс-листом поставщика по ценам, установленным на дату выставления счета.

Предоплата может осуществляться покупателем самостоятельно либо на основании счетов, выставляемых по запросу покупателя на сумму предоплаты, рассчитанной исходя из лимита.

В ряде случаев покупатель отдельно оплачивает стоимость многоразовых литровых топливных карт с суточным (или месячным) лимитом. Количество передаваемых нефтепродуктов определяется исходя из суммы денежных средств на лицевом счете организации-покупателя.

Предельно допустимый остаток денежных средств на лицевом счете покупателя определяется в соответствии с условиями заключенного договора (например, из расчета потребления нефтепродуктов в течение трех суток). При достижении суммы остатка (количества литров) на лицевом счете организации-покупателя по какой-либо марке топлива значения сигнального порога (его определяет поставщик) поставщик предупреждает покупателя о необходимости сделать заказ на топливо. .топливных карт Топливные карты оформляются на основании заявки, утвержденной уполномоченными лицами покупателя.

При передаче топливных карт организации (ее представителю) составляется акт приемки-передачи или (форма № ТОРГ-12). ПРИМЕР 1 ООО «Аурика» заключило договор № 65 от 11.08.2008 с топливной компанией ЗАО «Петрол Плюс» на приобретение бензина марок Аи-98 и Аи-95 с использованием смарт-карт.

На получение топливных карт была оформлена заявка. При передаче карточек стороны подписали акт. ПРИМЕЧАНИЯ В графе 2 указывается одно из перечисленного: название организации, номер машины, ФИО водителя.

В графе 3 для смарт-карт с суточным лимитом допускается указание нескольких видов топлива, которые могут быть получены по одной смарт-карте. В графе 4 заполняется один из столбцов в соответствии с выбором покупателя.

Суточный лимит учитывает суммарную выборку по всем видам нефтепродуктов, которые отпускались по смарт-карте в течение суток.

В графе 5 указывается PIN-код до четырех цифр. Допускается отсутствие PIN-кодов по желанию покупателя.

Для учета движения выданных и возвращенных топливных карт организации целесообразно разработать и утвердить в бухгалтерской учетной политике специальный ежемесячный журнал.

СПРАВКА Смарт-карты на дополнительные услуги автозаправок Топливные карты могут применяться также для получения дополнительных услуг АЗС (мойка кузова, полировка, чистка салона, шиномонтаж и т. д.). Для учета таких услуг вводится понятие, например, «условная мойка». Стоимость одной единицы «условной мойки» установлена в прайс-листе поставщика.

За эти услуги с организации-покупателя списывается то количество единиц «условных моек», которое соответствует потребленным услугам в пересчете на одну «условную мойку». Предположим, стоимость «условной мойки» составляет 100 руб.

Если мойка кузова автомобиля стоит 550 руб., с топливной карты будет списано 5,5 единицы «условной мойки». При этом остаток единиц данных услуг на лицевом счете организации-покупателя уменьшается на сумму, равную количеству единиц услуг, полученных покупателем. Отметим, что если организация-покупатель согласно заявке приобретает сразу несколько смарт-карт, на каждую отдельную смарт-карту не зачисляются ни деньги (смарт-карта не является платежным средством), ни литры.

Предоплата процессинговому центру вносится за общее количество заявленного бензина по всем топливным картам в совокупности.

По сути, смарт-карта представляет собой всего лишь техническое средство, выдаваемое водителям, для отпуска нефтепродуктов на АЗС.

Именно поэтому при выдаче смарт-карты ее держателю (водителю) не передаются ни деньги, ни денежные документы. Соответственно использование счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и 50 «Касса» субсчет 50-3 «Денежные документы» в таком случае необоснованно. Факт выдачи фиксируется только в ежемесячном журнале учета приема и выдачи смарт-карт, а на счетах бухгалтерского учета не отражается.

В топливной карте с суточным (или месячным) лимитом указывается объем приобретенного топлива в литрах (а не стоимость), что позволяет держателю карты заправлять бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, оговоренного в заявке организации-покупателя. В связи с этим рекомендуем разработать и утвердить в приказе по бухгалтерской учетной политике образец специальной формы «Отчет держателя смарт-карты».

За основу можно принять, например, форму авансового отчета, дополнив ее необходимыми количественными реквизитами, связанными со спецификой обращения топливной карты, не являющейся платежным средством. Данные ежемесячного отчета (реестра) процессингового центра о движении топлива по отдельно взятой карте (или по всем картам — в зависимости от того, какой отчет представляется в соответствии с условиями договора) необходимо сопоставлять с данными отчетов держателей смарт-карты и приложенными к ним чеками терминалов АЗС.

Данные ежемесячного отчета (реестра) процессингового центра о движении топлива по отдельно взятой карте (или по всем картам — в зависимости от того, какой отчет представляется в соответствии с условиями договора) необходимо сопоставлять с данными отчетов держателей смарт-карты и приложенными к ним чеками терминалов АЗС. В целях облегчения контроля организации за приобретением нефтепродуктов целесообразно в приложении к приказу по бухгалтерской учетной политике определить порядок и сроки представления специального отчета держателя смарт-карты. .расходов на бензин Ежемесячно после обработки данных процессинговый центр представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт сверки взаимных расчетов, товарную накладную на объем и стоимость выбранного топлива, а также ежемесячный отчет (или реестр) операций по картам.

В этих документах фиксируется количество приобретенных ГСМ. Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход горюче-смазочных материалов на производственные цели, является путевой лист.

Его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. В путевом листе указываются номер и дата его выдачи, номер и марка автомобиля, цель поездки, информация о конкретном пути следования, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. Названные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции.

На основании этих данных определяется фактический расход ГСМ в отношении конкретного автомобиля. Обратите внимание: если организация-покупатель не признается специализированной или автотранспортной организацией, она вправе разработать форму путевого листа самостоятельно при условии, что разработанный путевой лист будет содержать необходимые реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (см., например, письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). При этом путевые листы необходимо составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода.

В письме Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77 подчеркивается, что если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов, путевой лист, составленный с такой периодичностью, с приложением к нему необходимых первичных документов, отражающих приобретение горюче-смазочных материалов, может подтверждать расходы налогоплательщика на бензин. Кроме того, самостоятельно разработанная форма путевого листа обязательно должна содержать информацию о конечном пункте следования автомобиля.

Эти данные позволяют судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.

Таким образом, если организация — покупатель бензина по смарт-картам использует самостоятельно разработанную форму путевого листа, она должна быть приведена в учетной политике. Необходимо также зафиксировать регулярность составления данного документа.

При приобретении организацией смарт-карты ее стоимость следует отразить в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в качестве прочих материалов на счете 10 «Материалы» субсчет 10-6 «Прочие материалы». Основанием будет служить товарная накладная или акт приема-передачи смарт-карты (на дату ее получения).

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Она равна сумме фактических затрат организации на приобретение МПЗ, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

В рассматриваемой ситуации фактическим расходом на приобретение смарт-карт признается сумма, уплаченная по договору процессинговой или топливной компании, без учета НДС.

Поскольку приобретение смарт-карт неразрывно связано с покупкой бензина (сами по себе они не используются в деятельности организации-покупателя), в конце месяца стоимость смарт-карт нужно включить в стоимость приобретенного топлива. Для целей налогообложения прибыли стоимость топливной карты учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании НК РФ.

Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная продавцом карты организации-покупателю, принимается к вычету на основании счета-фактуры ( НК РФ) и при соблюдении условий, которые установлены в Налогового кодекса. Учитывая, что товарная накладная и отчет (реестр) по операциям по топливным картам представляется организации-покупателю процессинговым центром по окончании месяца, в котором были приобретены нефтепродукты с использованием смарт-карт, у организаций-покупателей возникают проблемы с признанием расходов на топливо. Ведь списать на затраты стоимость приобретенных нефтепродуктов можно только после принятия их к учету.

В свою очередь горюче-смазочные материалы принимаются к учету на основании имеющихся первичных учетных документов, которые поступают к организации-покупателю согласно условиям договора лишь в конце отчетного месяца. Исходя из специфики расчетов за нефтепродукты с использованием топливных карт, по мнению автора, учесть приобретенный по смарт-картам бензин и списать его в дальнейшем на затраты можно несколькими способами. Принятие к учету и списание бензина один раз в месяц Основанием для принятия к учету на счет 10 «Материалы» субсчет 10-3 «Топливо» приобретенного по смарт-картам бензина является товарная накладная от процессингового центра, датированная последним днем отчетного месяца, а также ежемесячный отчет держателя смарт-карты с приложенными к нему чеками автозаправочных терминалов.

(Данные отчета сверяются с данными чеков терминалов АЗС, полученных водителями — держателями карт при выборке топлива.) Важный момент: информация о ценах, содержащаяся в чеках терминалов АЗС, является справочной, поскольку весь объем заявленного топлива был оплачен организацией в порядке стопроцентной предоплаты и не подлежит изменению по мере его отпуска.

В то же время в чеке автозаправочного терминала будут указываться текущие цены на каждую конкретную дату, которые, естественно, могут быть другими.

Кстати, именно в этом заключается одно из преимуществ топливных карт: организация-покупатель приобретает бензин по сегодняшней цене, а использовать его будет в течение нескольких недель или месяцев, за которые стоимость бензина может существенно возрасти.

Израсходованный бензин списывается на затраты на основании путевых листов. Методологическим обоснованием изложенного порядка учета служит пункт 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. Согласно названной норме порядок создания первичных учетных документов и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Таким образом, организация — покупатель бензина по смарт-картам вправе отражать проводки по принятию к учету бензина и его последующему списанию на затраты один раз в месяц. Правда, при условии, что процессинговая или топливная компания представит все необходимые документы в конце отчетного месяца, но не позднее.

Данный порядок следует закрепить в учетной политике. В пунктах 5, 7 и 9 ПБУ 10/99 определено, что расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (в данном случае затраты на приобретение израсходованного организацией бензина, а также на изготовление смарт-карт), являются расходами по обычным видам деятельности, на базе которых формируется продукции.

Вычет сумм НДС, предъявленных поставщиком, осуществляется в общеустановленном порядке, то есть при выполнении условий: — топливо оприходовано; — имеются все необходимые документы (в том числе ); — топливо будет использовано в операциях, облагаемых НДС.

ПРИМЕР 2 Воспользуемся условием примера 1.

ООО «Аурика» заключило договор с топливной компанией ЗАО «Петрол Плюс» на приобретение бензина марок Аи-98 и Аи-95 с применением смарт-карт. Согласно выставленному ЗАО «Петрол Плюс» счету 12 августа 2008 года была перечислена сумма 38 540 руб.

(включая НДС 5879 руб.) в качестве предоплаты за бензин марки Аи-98 объемом 1000 л по цене 26,2 руб. за литр (включая НДС 4 руб.) и марки Аи-95 объемом 500 л по цене 24,68 руб. за литр (включая НДС 3,76 руб.).

Стоимость изготовления двух смарт-карт в сумме 590 руб. (включая НДС 90 руб.) была оплачена 14 августа 2008 года.

Смарт-карты в количестве двух штук получены по акту приема-передачи от 14.08.2008. Предположим, в течение месяца весь бензин был получен и израсходован. ЗАО «Петрол Плюс» своевременно представило товарную накладную на отгрузку бензина на сумму предоплаты, счет-фактуру и реестр о движении топлива за август.

ЗАО «Петрол Плюс» своевременно представило товарную накладную на отгрузку бензина на сумму предоплаты, счет-фактуру и реестр о движении топлива за август.

Документы датированы 31 августа 2008 года.

Информация реестра о движении топлива от ЗАО «Петрол Плюс» и сведения из отчетов двух держателей смарт-карт совпадают. Исходя из бухгалтерской учетной политики ООО «Аурика» на 2008 год, в организации: — бензин, приобретенный по смарт-картам, принимается к учету и списывается один раз в месяц; — путевой лист по форме, разработанной самостоятельно, составляется ежемесячно и представляется в бухгалтерию в последний календарный день отчетного месяца; — отчет держателей смарт-карт по форме, разработанной самостоятельно, составляется ежемесячно и представляется в бухгалтерию в последний календарный день отчетного месяца.

В бухгалтерском учете ООО «Аурика» были сделаны следующие записи: 12 августа 2008 года ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51 — 38 540 руб.

— перечислена предоплата за бензин на основании счета ЗАО «Петрол Плюс»; 14 августа 2008 года ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 — 590 руб. — перечислена оплата за две смарт-карты на основании счета ЗАО «Петрол Плюс»; ДЕБЕТ 10-6 КРЕДИТ 60 — 500 руб. — приняты к учету две смарт-карты на основании товарной накладной; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 — 90 руб.

— учтен НДС, предъявленный по двум смарт-картам; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 — 90 руб.

— принята к вычету сумма НДС по двум смарт-картам на основании счета-фактуры ЗАО «Петрол Плюс» (соблюдены требования пункта 2 статьи 171 и НК РФ); 31 августа 2008 года ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60 — 32 661 руб. (38 540 руб. – 5879 руб.) — принят к учету полученный за август бензин, приобретенный по двум смарт-картам на основании товарной накладной ЗАО «Петрол Плюс», реестра о движении топлива за август от ЗАО «Петрол Плюс» и двух отчетов держателей смарт-карт; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 — 5879 руб.

— учтен НДС со стоимости полученного бензина; ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 — 5879 руб. — принята к вычету сумма НДС со стоимости фактически полученного за август бензина на основании счета-фактуры ЗАО «Петрол Плюс» (соблюдены требования пункта 2 статьи 171 и НК РФ); ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с ЗАО “Петрол Плюс”» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные» — 38 540 руб. — зачтена предоплата за бензин на основании акта сверки расчетов с ЗАО «Петрол Плюс»; ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 10-6 «Прочие материалы» — 500 руб.

— стоимость двух смарт-карт включена в стоимость бензина; ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10-3 — 33 161 руб.

(32 661 руб. + 500 руб.) — признаны в составе общехозяйственных расходов стоимость израсходованного за август бензина и стоимость изготовления двух смарт-карт (на основании путевых листов двух водителей за август 2008 года).

Принятие к учету и списание бензина в течение месяца В соответствии с данным способом бензин принимается на учет по мере заправки на основании отчетов держателей карт и чеков терминалов АЗС по принятым в организации учетным ценам. Такой порядок учета основан на правилах бухгалтерского учета неотфактурованных поставок, установленных в пунктах 36—41 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. В пункте 37 названного документа сказано, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (форма № М-7, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а).

При необходимости после получения документов от процессинговой или топливной компании цена корректируется (если учетные цены отличаются от цен, которые установлены в прайс-листе на дату выставления счета). Израсходованный бензин списывается на затраты в порядке, рассмотренном ранее, на основании путевых листов.

Данный порядок учета, а также регулярность составления отчетов держателей смарт-карт и путевых листов должны быть зафиксированы в бухгалтерской учетной политике организации-покупателя. Применительно к рассматриваемой ситуации принять к вычету НДС со стоимости фактически полученного бензина можно только после выставления процессинговой или топливной компанией счета-фактуры.

Отметим, что оба рассмотренных порядка принятия к учету и последующего списания на затраты бензина, приобретенного по смарт-картам, не упрощают жизнь главного бухгалтера.

Как показывает практика, в первом случае (при учете один раз в месяц) очень сложно добиться от процессинговых или топливных компаний своевременного представления всех необходимых первичных учетных документов. Во втором случае (при учете в течение месяца) могут возникнуть дополнительные трудозатраты, связанные с необходимостью корректировки цен. По мнению автора, организациям — покупателям бензина по смарт-картам следует выработать собственную профессиональную позицию по рассмотренной проблеме, руководствуясь требованиями рациональности ведения бухгалтерского учета и осмотрительности в соответствии с нормами пункта 7 ПБУ 1/98.

Расходы организации на приобретение топлива учитываются либо в составе материальных расходов ( НК РФ), либо в составе расходов организации на содержание служебного транспорта ( НК РФ).

При этом они уменьшают налогооблагаемую прибыль при выполнении требований Налогового кодекса.

То есть указанные расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли первичными документами, подтверждающими расходы, связанные с приобретением и списанием бензина, приобретенного по смарт-картам, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. В частности, это путевые листы, товарные накладные от процессинговой или топливной компании на приобретенные нефтепродукты, чеки терминалов АЗС, отчеты держателей смарт-карт, отчеты о движении топлива от процессинговых или топливных компаний и т. п. Для подтверждения экономической обоснованности затрат в налоговом учете организация вправе применять нормы расхода топлив и смазочных материалов.

Обратите внимание: соответствующие нормы введены в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Причем новые нормы расхода ГСМ предназначены как для автотранспортных предприятий, так и для организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других лиц независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. По мнению автора, при разработке эксплуатационных норм организация вправе руководствоваться именно этим документом.

Вместе с тем в целях налогообложения учитывается стоимость фактически израсходованных горюче-смазочных материалов на основании подтверждающих документов.

Автоперевозка с использованием топлива заказчика (отправителя) как вариант оптимизации налогообложения

Важное 08 февраля 2021 г. 14:49 Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г.

Саратов Топливо является одной из основных статей затрат, определяющих общую стоимость автомобильной перевозки.

В цене приобретаемого для перевозки топлива, как правило, предъявляется НДС. Но перевозчик нередко применяет специальный налоговый режим (УСН или ЕНВД или ПСН) и, соответственно, не принимает к вычету «входящий» НДС, а при выполнении перевозки не предъявляет НДС заказчику (отправителю). В результате в этом случае заложенный в цену топлива НДС как бы «теряется» в отношениях «перевозчик – заказчик (отправитель)».

Если перевозки имеют регулярный характер, совокупный размер такого НДС может быть очень значительным.

Как раз для того, чтобы не «потерять» НДС по приобретаемому для перевозки топливу, в целях оптимизации налогообложения, в сфере перевозок нередко предусматривается использование перевозчиком топлива заказчика (отправителя). Оформление здесь может быть различным, но, как правило, в общих чертах структура отношений выглядит так:

  1. заказчик (отправитель) заключает прямой договор с продавцом топлива (сетью АЗС), согласно которому осуществляется заправка топливом транспортных средств перевозчика (возможно, с применением топливных карт), при этом по реализованному топливу продавец топлива в общем порядке выставляет заказчику (отправителю) счет-фактуру и накладную;
  2. в договоре между перевозчиком и заказчиком (отправителем) закрепляется, что заказчик (отправитель) обеспечивает перевозчика необходимым для перевозки топливом (обычно, с указанием конкретных АЗС, на которых осуществляется заправка топливом);
  3. перевозчик отчитывается перед заказчиком (отправителем) по израсходованному топливу.

При использовании такого варианта взаимоотношений с перевозчиком затраты по приобретаемому для перевозки топливу и «входящий» НДС относятся напрямую на заказчика (отправителя). С повышением базовой налоговой ставки по НДС с 01.01.2019 такой механизм обеспечения перевозки топливом становится еще более актуальным.

Кстати, если перевозчик применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», при описанном варианте достигается также оптимизация налогооблагаемой доходной части у перевозчика (за счет того, что перевозчик не закладывает топливо в стоимость своей услуги), при сохранении расходной части у заказчика (отправителя). Но насколько этот вариант оптимизации налогообложения законен, безопасен и эффективен?

Проанализируем различные аспекты этого вопроса. В действующих нормативных актах прямо не предусматривается возможность возложения на заказчика (отправителя) обязанности по обеспечению перевозчика необходимым для перевозки топливом. Но запрета тоже нет. С этой точки зрения такой вариант договорных взаимоотношений допустим.

ГК РФ позволяет включать в договор условия, прямо не предусмотренные нормативно-правовыми актами. При рассматриваемом варианте заправка транспорта перевозчика топливом происходит на АЗС у «профессионального» продавца топлива, поэтому заказчик (отправитель) не обременен обязанностями по соблюдению специальных требований, предъявляемых к реализации топлива. Рассматриваемый вариант отдаленно напоминает выполнение работы с использованием материала заказчика (ст.ст.

713, 745 ГК РФ), т.е. с давальческим материалом. Однако полной аналогии здесь нет, поскольку: 1. Давальческие материалы – это категория, применимая к работам, а в рассматриваемом нами варианте речь идет о перевозке (услугах перевозки). 2. По общему правилу, работа должна быть выполнена именно из предоставленных заказчиком давальческих материалов (которые для этих целей нередко индивидуализируются), в то время как в рассматриваемом нами варианте обеспеченное заказчиком (отправителем) топливо после заправки в транспортные средства перевозчика полностью «обезличивается», «смешивается» и, строго говоря, нельзя обязать перевозчика расходовать именно обеспеченное заказчиком (отправителем) топливо (вместо, например, ранее заправленных в транспортные средства остатков топлива).
2. По общему правилу, работа должна быть выполнена именно из предоставленных заказчиком давальческих материалов (которые для этих целей нередко индивидуализируются), в то время как в рассматриваемом нами варианте обеспеченное заказчиком (отправителем) топливо после заправки в транспортные средства перевозчика полностью «обезличивается», «смешивается» и, строго говоря, нельзя обязать перевозчика расходовать именно обеспеченное заказчиком (отправителем) топливо (вместо, например, ранее заправленных в транспортные средства остатков топлива).

3. Давальческие материалы передаются для переработки или иным образом становятся материальной частью (элементом) результата работы. Топливо же просто расходуется, в какой-то материально выраженный результат оно не воплощается.

4. Давальческие материалы по бухгалтерскому учету отражаются у передающей стороны на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» (пояснения по счету 10 Раздела II Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010)), а у принимающей стороны – на забалансовом счете «Материалы, принятые в переработку» (п.

156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (ред.

от 24.10.2016)). В отношении топлива в рассматриваемом варианте такой последовательный корреспондирующий учет чаще всего проблематичен (по крайней мере, в режиме «реального времени»), поскольку, как правило, продавец топлива (АЗС) выставляет заказчику (отправителю) счет-фактуру и накладную, обобщенную за некоторый период, а, соответственно, по документам заказчик (отправитель) получает топливо позднее, чем осуществляется заправка этим топливом транспортного средства конкретного перевозчика. Учитываемые расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на получение дохода ( НК РФ).

Если перевозка заказывается для предпринимательских целей (в рамках какого-либо направления предпринимательской деятельности заказчика (отправителя)), то и расходы по обеспечению перевозчика топливом для такой перевозки по общему правилу отвечают критериям обоснованности (экономической оправданности) и направленности на получение дохода.

Понятно, что сам факт перевозки должен быть подтвержден соответствующими документами (транспортная накладная, товарно-транспортная накладная).

Но важно также подтвердить, что топливо, которым заказчик (отправитель) обеспечил перевозчика, соответствует тому количеству и виду топлива, которое необходимо перевозчику для осуществления конкретной перевозки по договору с заказчиком (отправителем).

По нашему мнению, для этих целей необходимо следующее: 1.

В договоре между заказчиком (отправителем) и перевозчиком должно быть четко зафиксировано, что заказчик (отправитель) обеспечивает перевозчика необходимым для перевозки топливом, исходя из модели (марки) транспортного средства, нормы расхода топлива и протяженности маршрута перевозки (т.е.

обеспечение перевозчика топливом должно быть договорной обязанностью заказчика (отправителя)). В части норм расхода топлива следует ориентироваться на указанные в документации по конкретной модели (марке) транспортного средства показатели.

2. По реализованному топливу продавец топлива выставляет заказчику (отправителю) счет-фактуру и накладную.

Но заказчику (отправителю) во взаимоотношениях с продавцом топлива следует предусмотреть обязанность последнего документировать и предоставлять реестр заправленных транспортных средств (по моделям (маркам) и государственным номерам), для того, чтобы заказчик (отправитель) в последующем мог подтвердить, какие конкретно транспортные средства были заправлены топливом. Такая конкретика по заправленным транспортным средствам может содержаться как в выставляемых продавцом топлива накладной и счете-фактуре, так и в отдельном документе (реестр, перечень, список и т.д.). И тот, и другой вариант покажет, что топливом были заправлены именно транспортные средства контрагента-перевозчика.

3. Безусловно, должен быть зафиксирован расход топлива по каждой конкретной перевозке (исходя из модели (марки) транспортного средства, нормы расхода топлива и протяженности маршрута перевозки).

Это может быть реализовано в акте, составленном между заказчиком (отправителем) и перевозчиком. Для этих целей подойдет и , содержащий сведения о расходе топлива по конкретной перевозке. Поскольку по общему правилу оригинал путевого листа остается у перевозчика (владельца автотранспорта), можно предусмотреть предоставление заказчику (отправителю) его заверенной копии.

Поскольку по общему правилу оригинал путевого листа остается у перевозчика (владельца автотранспорта), можно предусмотреть предоставление заказчику (отправителю) его заверенной копии. 4. Учитывая, что продавец топлива выставляет накладную и счет-фактуру по реализованному топливу в адрес заказчика (отправителя) (а это, собственно, и обеспечивает эффективность анализируемого варианта для целей оптимизации налогообложения), по внутреннему учету заказчику (отправителю) следует составлять документ об отпуске/списании топлива на сторону – перевозчику.

Это может быть, например, накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (в исходном варианте или, возможно, созданный на ее основе модифицированный вариант). Для правильного отражения сути операции, считаем, на такой накладной возможно поставить отметку (штамп) «не является реализацией». При соблюдении вышеперечисленных условий требования обоснованности (экономической оправданности), документальной подтвержденности расходов и их направленности на получение дохода, по нашему мнению, будут выполнены.

Напротив, неподтвержденность расходования топлива именно транспортными средствами перевозчика при перевозке в интересах заказчика (отправителя) может повлечь отказ в признании расходов заказчика (отправителя) по приобретенному топливу. Об этом, в том числе, свидетельствует судебная практика (см., например: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.01.2016 № Ф01-5000/2015 по делу № А31-6256/2014). Отметим, что нормирование расходов, предусмотренное НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (ред.

от 09.02.2004), в рассматриваемом случае не применяется, поскольку такое нормирование установлено для компенсации за использование для служебных поездок личного транспорта. Обеспечение же топливом транспортных средств контрагента-перевозчика под это нормирование не подпадает.

Согласно положениям п. 2 ст. 171, НК РФ общими условиями для принятия к вычету «входящего» НДС по приобретаемым на территории Российской Федерации товарам являются:

  1. наличие счетов-фактур, выставленных продавцами.
  2. использование этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС;
  3. принятие их на учет на основании соответствующих первичных документов;

При соблюдении вышеприведенных требований и документальном оформлении для целей учета расходов (см.

выше по четырем пунктам) и при наличии надлежащим образом оформленных счетов-фактур условия для принятия к вычету «входящего» НДС тоже выполняются (понятно, если обеспечиваемая топливом перевозка необходима для облагаемых НДС операций заказчика (отправителя)). В соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл.

23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 25 «Налог на прибыль организаций» ( НК РФ).

При рассматриваемом варианте заказчик (отправитель) обеспечивает перевозчика топливом для осуществления перевозки, соответственно перевозчик не закладывает топливо в стоимость своей услуги. Это нельзя назвать зачетом (когда топливо учитывалось бы в зачет стоимости перевозки). Но это нельзя назвать и безвозмездной передачей топлива, поскольку перевозчик получает его для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя), как бы «минусуя» при формировании стоимости своей услуги.

А главное – в рассматриваемом случае у перевозчика отсутствует экономическая выгода при получении топлива, поскольку, повторимся, это топливо предназначено и используется для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя). В связи с этим у перевозчика не возникает дополнительного налогооблагаемого дохода в части стоимости используемого топлива заказчика (отправителя).

Если же перевозчик применяет патентную систему налогообложения (ПСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), то, по нашему мнению, топливо заказчика (отправителя) не становится дополнительным налогооблагаемым доходом перевозчика также и потому, что такое топливо полностью относится к деятельности в рамках соответствующего налогового спецрежима («сопутствует» ей), его в принципе нельзя считать доходом от какой-то иной деятельности. Такая логика, но, правда, применительно к другим операциям, прослеживается, например, в Письмах Минфина России от 06.11.2008 № 03-11-04/3/495, от 26.12.2011 № 03-11-11/321, от 01.06.2012 № 03-11-06/3/40, от 08.08.2012 № 03-11-11/234, № 03-11-06/3/57, от 25.10.2012 № 03-11-06/3/73, от 21.02.2013 № 03-11-11/78, от 14.05.2013 № 03-11-12/16633, от 03.03.2014 № 03-11-06/2/8836, от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22114, от 20.05.2016 № 03-11-12/28930 и др.).

Пожалуй, самое «тонкое место» рассматриваемого варианта. Понятно, что если признавать обеспечение перевозчика топливом реализацией для целей НДС, то эффект оптимизации налогообложения теряется. Попробуем разобраться. Согласно НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

При этом в соответствии с НК РФ реализация, в том числе безвозмездная, признается объектом налогообложения по НДС. С одной стороны, перевозчик получает топливо для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя) и обязан отчитаться по израсходованному для этой цели топливу. Как мы обосновали выше, в данном случае у перевозчика нет ни экономической выгоды, ни безвозмездного получения топлива в собственных интересах.

Обеспечение топливом в данном случае схоже с передачей давальческих материалов (хотя полной аналогии нет – см. выше). Для сравнения – передача давальческих материалов не признается реализацией и, соответственно, НДС не облагается.

С другой стороны, топливо никак не индивидуализируется, а заправляется в «общий бак» транспортного средства перевозчика, смешиваясь, возможно, с уже находящимся там топливом.

Какое конкретно топливо перевозчик израсходовал для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя), а какое у него осталось – разобраться невозможно (собственно говоря, то же самое иногда происходит и с давальческими материалами, но для последних это нестандартная ситуация, а для топлива – норма). Оставшееся топливо – это уже собственность перевозчика. А где передача собственности, там и реализация.

Тем не менее, по нашему мнению, обеспечение перевозчика топливом в рассматриваемом варианте не является реализацией для целей НДС, поскольку правовая и экономическая суть данной операции заключается не в передаче права собственности на топливо, а в обеспечении транспорта необходимым ресурсом для осуществления перевозки в интересах заказчика (отправителя). Примерно то же самое происходит, когда подрядчик выполняет работу на объекте заказчика, а последний, в силу договорной обязанности, обеспечивает подключение инструментов и оборудования подрядчика к своей электросети. Подчеркнуть такую суть операции позволят следующие моменты: 1.

Прописывая в договоре обязанность заказчика (отправителя) обеспечивать перевозчика необходимым для перевозки топливом и обязанность перевозчика отчитываться перед заказчиком (отправителем) по израсходованному топливу, важно предусмотреть границы и последствия целевого/нецелевого расходования топлива. Перевозчик должен либо возвратить неизрасходованное топливо (рассчитанное исходя из модели (марки) транспортного средства, нормы расхода топлива и протяженности маршрута конкретной перевозки), либо возместить заказчику (отправителю) его стоимость (кстати, в последнем случае как раз и возникнет реализация топлива для целей НДС).

Такой на первый взгляд гражданско-правовой момент еще раз подчеркнет в налогово-правовой квалификации предназначенность топлива для конкретных перевозок в интересах заказчика (отправителя).

2. Как мы уже отметили выше, в накладной на передачу топлива на сторону (перевозчику) возможно проставить отметку (штамп) «не является реализацией». Конечно, сама по себе отметка не меняет сути операции, но иногда для убеждения полезно вот так вот «в лоб» назвать вещи своими именами.

Рассматриваемый вариант обеспечения перевозчика топливом не приводит к искажению экономического смысла или деловой цели реальных взаимоотношений сторон по перевозке. Этот вариант, хотя и нельзя назвать «стандартным», тем не менее является допустимым и экономически оправданным.

Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п.

4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

; аналогичная позиция закреплена в НК РФ). Иными словами, выбор сторонами более выгодного с точки зрения налоговой оптимизации варианта перевозки – с использованием топлива заказчика (отправителя) (вместо «стандартного» варианта с использованием топлива перевозчика) сам по себе не делает полученную налоговую выгоду необоснованной или недопустимой.

При этом нельзя сказать, что в данном случае является главной целью совершения операции.

Цель здесь – осуществление перевозки. Выбранный сторонами механизм/вариант обеспечения топливом – это средство, условие для достижения этой цели.

А достигнутый при этом эффект налоговой оптимизации – «побочное» следствие. В связи с изложенным, полагаем, анализируемый вариант соответствует критериям обоснованности налоговой выгоды, закрепленным в НК РФ и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53.

Подводя итог, можно сказать, что автоперевозка с использованием топлива заказчика (отправителя) является законным и допустимым вариантом оптимизации налогообложения. Даже при наличии признаков взаимозависимости между заказчиком (отправителем) и перевозчиком этот вариант, с точки зрения перспектив его отстаивания и защиты перед налоговым органом и (или) судом, выглядит весьма надежным (понятно, при надлежащем документальном оформлении операций).

Конечно, даже законная и обоснованная , если она достигается с отклонением от «стандартной» договорной модели, сопряжена с некоторыми налоговыми рисками, коренящимися в плоскости субъективной оценки конкретных правоприменителей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+