Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Страхование - При ремонте по осаго используются только оригинальные запчасти

При ремонте по осаго используются только оригинальные запчасти

При ремонте по осаго используются только оригинальные запчасти

Страховщики смогут чинить автомобили по ОСАГО запчастями с «авторазборок»

20 января 2017, 05:30

10 Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Страховщики смогут чинить автомобили по ОСАГО запчастями с

Грядущие поправки к ОСАГО, которые призваны лишить россиян компенсации наличными деньгами после страхового ДТП, могут сделать восстановленные страховщиками автомобили аварийными. Как установил Лайф, страховщики не хотят вносить в законопроект понятия оригинальных или альтернативных (сторонних, но качественных) запчастей, более того, страховые не вводят в законопроект понятие «новые детали» для восстановления автомобиля после ДТП. Таким образом, после появления принудительного ремонта по ОСАГО техцентры страховщиков смогут ставить на разбитые машины запчасти с «авторазборок», а владельцы трёхлетних автомобилей «слетят» с официальной гарантии, предупреждают эксперты.

На то, что в законопроекте поправок к ОСАГО нет определения качества запчастей, обратили внимание юристы российской Ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), с представителями которой пообщался Лайф.

Сколько денег выделят сервисам на грядущий обязательный ремонт — решение будут принимать исключительно страховщики на основе Единой методики расчёта ущерба по ОСАГО, которую сформировал их главный лоббистский орган — Российский союз страховщиков (РСА). Центробанк раз в полгода будет обновлять базу, основываясь на рекомендациях РСА.

Но парадокс в том, что именно те, кто крайне не заинтересованы в увеличении расходов на запчасти, и будут составлять эту базу.

В РОАД направили письмо дилерам и депутатам с просьбой прописать в законе необходимость установки именно новых запчастей. — Для нормального восстановительного ремонта автомобиля расчёт с учётом износа запчастей в принципе неприемлем. По единой методике страховщиков мы должны применить износ 10% уже на полугодовалую машину, на пятилетнюю — 50%.

По единой методике страховщиков мы должны применить износ 10% уже на полугодовалую машину, на пятилетнюю — 50%. Тут только два варианта остаётся: или ставить бэушную деталь, или ставить некие кустарные детали. И то и другое просто неприемлемо.

Поэтому мы обратились с запросом в РСА. Но это только часть вопроса. Для сохранения гарантии автомобиля, согласно текущим установкам автопроизводителей, необходимо ставить не просто новые запчасти, а оригинальные, иначе такой автомобиль теряет гарантию, — рассказала Лайфу вице-президент РОАД Наталья Жильцова. Официальные автодилеры хотят, чтобы их включили в число станций, которые будут выполнять принудительный ремонт по ОСАГО, поэтому надеются найти общий язык со страховщиками.

Рынок ремонта по ОСГАО дилеры оценили в 100 млрд рублей в год.

В РСА уверяют, что автосервисы будут чинить машины только новыми запчастями, из-за чего, со слов страховщиков, они даже готовы пойти на жертвы — терпеть увеличение на четверть своих убытков по ОСАГО.

Лишь бы не судиться с гражданами.

— С введением приоритета натурального возмещения стоимость ремонта (страховщикам. — Лайф) в ОСАГО будет обходиться на 25% дороже. Но главное, что юридические посредники будут лишены доступа к деньгам, а значит — сократятся расходы, не связанные непосредственно с возмещением ущерба (судебные и прочие), — подчеркнули в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.

Сейчас в «автогражданке» действует учёт износа запчастей, он не распространится на жизненно важные узлы и агрегаты: такие, как элементы тормозной и рулевой системы (всего 102 пункта). Тем не менее доходит до абсурдных случаев. К примеру, замену бампера пятилетнего внедорожника Toyota Land Cruiser страховые оценивают в 6 тысяч рублей.

Даже с таким возрастом эта машина стоит от 2,8 млн рублей, а новый бампер на неё — от 40 тыс.

рублей. Но пока что есть альтернатива — граждане получают наличные и ремонтируют машины у частников, а не в авторизованных СТО , что позволяет компенсировать недоплаты по ОСАГО. С точки зрения закона, страховщикам и связанным с ними сервисам ничто не мешает ставить подержанные запчасти, подчёркивает автомобильный адвокат Сергей Радько.

— Закон обязывает ставить детали, гарантирующие надёжность и безопасность транспортного средства. Ничто с точки зрения закона не помешает автосервисам, заинтересованным сэкономить выделенные страховщиками деньги, так поступить.

Причём и доказать, что поставленная запчасть была бэушной и поэтому привела к аварии или поломке, будет очень трудно, — констатирует адвокат.

Рынок запчастей большой, и на нём есть бэушные, восстановленные, неоригинальные и оригинальные детали. Первые две позиции можно ставить лишь на свой страх и риск, и бывают случаи, когда это вполне оправданно.

Например, мастера кузовного ремонта малообеспеченным владельцам иномарок часто рекомендуют использовать подержанные кузовные детали, поскольку они качественнее, чем новые китайские подделки. Но то, что допустимо в частном порядке, нельзя поставить на поток.

К тому же широкое использование подержанных деталей приведёт к всплеску краж автомобилей для разборок. Отсутствие конкретной формулировки «новая запчасть» в грядущих поправках ОСАГО, несмотря на все уверения страховщиков, приведёт к росту аварийности, убеждён руководитель компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.
Отсутствие конкретной формулировки «новая запчасть» в грядущих поправках ОСАГО, несмотря на все уверения страховщиков, приведёт к росту аварийности, убеждён руководитель компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.

— Возможность установки не новых и восстановленных деталей пойдёт во вред безопасности. При нынешнем уровне ответственности страховых компаний и станций техобслуживания у россиянина, пострадавшего из-за некачественного ремонта, нет возможности получить многомиллионный штраф, как это происходит в Европе или в США. Необходимо прямо прописать запрет использования подержанных или восстановленных деталей , а в отношении новых — допустить установку неоригинальных, если при этом сохраняются гарантийные обязательства изготовителя автомобиля, — отметил эксперт.

Loading.

Страховщики хотят отказаться от использования брендовых запчастей при ремонте

Журнал «Коммерсантъ Деньги» от 14.09.2015, стр. 46 Страховые компании все чаще склоняют автовладельцев к получению возмещения по ОСАГО в виде ремонта, а не деньгами — пытаются минимизировать выплаты.

Кроме того, страховщики планируют самостоятельно закупать автозапчасти и предлагают ввести в законодательство термин «качественная деталь», чтобы получить возможность экономить на оригинальных запчастях. Юристы и автодилеры называют эту идею вредной.

ИВАН БУРАНОВ Рубль портит тарифы По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за семь месяцев 2015 года было начислено 116,4 млрд руб.

премий (на 49% больше, чем годом раньше). Прирост сборов страховщикам обеспечило повышение в апреле базовой ставки тарифа ОСАГО на 40-60%.

Однако теперь на рынке опасаются, что ослабление рубля снижает адекватность тарифов. Как заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, если национальная валюта продолжит снижение, тарифы снова окажутся недостаточными.

Более 55% автопарка в стране — автомобили иностранного производства. Выплаты по их ремонту могут существенно снизить рентабельность ОСАГО.

Тем временем выплаты по страховым случаям выросли на 40%, до 66,7 млрд руб. Основная сумма возмещений в 2015 году приходится на договоры 2012-2014 годов, когда действовали более низкие тарифы. А сборы страховщиков за 2014-2015 годы будут использованы для выплат по договорам 2015-го только в следующем году.

«С учетом резервов под будущие выплаты убыточность по ОСАГО достигает 70-90%,— резюмируют в РСА.— А в ряде регионов превышает 100% даже с учетом повышения тарифов»

. В РСА уже отмечают, что в скором времени может потребоваться очередное повышение тарифов.

«Предоставленный страховыми компаниями тарифный коридор позволяет работать в течение нескольких лет, если курс доллара будет не выше 65-70 руб.,— объясняет Евгений Уфимцев.— Если курс будет выше, то, возможно, понадобятся изменения»

.

Тем не менее в связи с масштабной реформой ОСАГО президент РСА Игорь Юргенс говорит о

«качественных изменениях во взаимоотношениях страховщиков и автовладельцев»

. Начали действовать досудебный порядок урегулирования споров и новая методика расчета стоимости ремонта, созданы единые справочники запчастей и материалов.

Ранее применялись различные механизмы расчета, что приводило к судебным спорам: автовладельцы требовали большую компенсацию, чем предлагаемая страховщиком. Методика позволила минимизировать разногласия.

Если в третьем квартале 2014 года доля выплат в рамках ОСАГО по судебным решениям достигла 27,3%, то в первом квартале 2015-го этот показатель снизился до 14,8%. Убытки страховщиков в результате стали меньше.

«Обычно граждане обращаются к автоюристам, которые вместе с суммой компенсации ущерба заявляют расходы на экспертизу, например, в 20 тыс. руб., 10 тыс. на представителя и еще госпошлину,— поясняет Евгений Уфимцев.— В итоге когда суд встает на сторону автовладельца, страховщику приходится выплачивать на 20-30% больше». При этом, по его словам, автовладелец на ремонт получает примерно столько же, сколько получил бы и без суда, «а автоюрист просто зарабатывает».

В досудебном порядке автовладелец может самостоятельно и без помощи юристов проверить калькуляцию через сайт РСА.

Менее оптимистичные оценки привел вице-президент группы «Ренессанс страхование» Владимир Тарасов: «Существенного снижения количества судебных исков из-за применения методики не случилось.

Общее число исков в первом полугодии 2015 года сократилось лишь на 5%». Экономия на ремонте По оценке РСА, в 25-28% случаях автовладельцы, претендующие на выплату по полису, выбирают ремонт в сервисе. До 2014 года страхователь также мог выбирать между ремонтом и деньгами, но формулировка закона не обязывала страховщика предоставлять выбор.

Сейчас страховые компании все чаще склоняют автовладельцев к получению выплаты в натуральной форме — в виде ремонта.

«Мы хотим продолжать увеличивать долю ремонта и далее, так как такой формат удобен и для страхователей»

,— говорит директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов указывает, что в случае денежных выплат «прохиндеи-автоюристы легко провоцируют клиента обращаться в суд».

«На грошовый иск они накручивают дорогостоящую экспертизу, бешеные гонорары и другие расходы,— поясняет он.— Все это приходится оплачивать страховщику». Таким образом, следующий логичный шаг для страховщиков — оптимизация затрат на запчасти, которые используются при ремонте. Особенно это становится актуальным на фоне роста цен.
Особенно это становится актуальным на фоне роста цен. По оценке «Ренессанс страхования», если раньше доля запчастей в общей стоимости ремонта составляла 65-70%, то к середине 2015 года она выросла до 70-75% в зависимости от марки автомобиля и применяемой автопроизводителями политики сдерживания отпускных цен на запчасти.

«Маржа дилеров в запчастях всегда была довольно высокой,— рассказывает Александр Харагезов.— И всегда были «

серые» поставщики, которые продавали запчасти существенно дешевле дилеров.

Но надо отдать должное, несмотря на изменение курса валюты, мы не видим пропорционального увеличения стоимости запчастей у официальных дилеров». А вот у независимых поставщиков ситуация обратная: они не могут влиять на цену, поскольку не имеют запасов на складах, достаточных, чтобы продавать по старым ценам, добавляет Харагезов.

Сейчас автосервисы могут использовать при ремонте не только «родные» запчасти автопроизводителя, как, например, Toyota или Audi, но и неоригинальные, качеством им не уступающие. «Оригинальное стекло от иномарки может стоить 29 тыс. руб., а неоригинальное — 16 тыс.,— приводит пример Евгений Уфимцев.— При этом производитель в обоих случаях может быть один и тот же, просто в первом случае есть наценка дилера».

«Считается, что при наличии эмблемы производителя на стекле его можно считать оригинальным, а при ее отсутствии это подделка,— объясняет Владимир Тарасов.— При этом оба стекла могут производиться на одном и том же заводе»

.

Конечная стоимость ремонта в настоящее время уже рассчитывается страховщиками с учетом наличия более дешевых (неоригинальных) запчастей, поэтому, казалось бы, проблем не существует.

«Но автоюристы пользуются такой хитростью: они запрашивают цену на оригинальную запчасть у официального дилера, предъявляя справку в суде,— рассказывает Евгений Уфимцев.— Если судья встает на сторону водителя, страховщик несет необоснованные расходы»

. Между тем в европейском законодательстве существует понятие «качественная запчасть», под это определение попадают как оригинальные, так и неоригинальные детали хорошего качества (соответствующие специальным стандартам).

«Если ввести такой термин и в российском законодательстве, работать в судах будет гораздо проще,— уверен Евгений Уфимцев.— У страховщика будет возможность доказать, что неоригинальная и более дешевая запчасть ничем не хуже фирменной»

.

В данный момент ведутся консультации РСА с ЦБ — обсуждается, каким образом закрепить этот термин и как определить критерии качественной детали. Нужно оптимизировать затраты и на лакокрасочные изделия, считают в РСА. «Они, как правило, зарубежные, поэтому зависят от доллара и евро и, как следствие, сильно дорожают,— поясняет Уфимцев.— В последнее время дилеры активнее используют краски российских производителей или зарубежных брендов, имеющих производство в РФ.

Мы в ближайшее время добавим в справочники более дешевые краски. Это приведет к удешевлению работ, при этом сервисам, конечно, будут даны рекомендации использовать российскую продукцию, когда это возможно. Понятно, что BMW и Audi все равно придется красить дорогими европейскими материалами, но на ремонте Lada можно будет сэкономить».

Сами себе дилеры Еще одна возможная схема оптимизации уже практикуется в Европе.

«Страховщики сами договариваются с производителем или поставщиком запчастей, закупая их по оптовой цене и с существенной скидкой большими партиями,— рассказывает Евгений Уфимцев.— Ведь крупная компания может спрогнозировать, сколько примерно запчастей может понадобиться. А сервисы потом уже пользуются этими запчастями при ремонте, который в итоге обходится дешевле как страховщику, так и страхователю».

Сами страховщики к идеям РСА относятся по-разному. Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантии» говорит, что оптимизацией поставок запчастей компания начала заниматься лишь недавно: «Пока сложно сказать, насколько этот проект эффективен. Все очень непросто: надо найти торгующую запчастями компанию-интегратора, для которой страховщик станет оптовым покупателем и получит соответствующие скидки.

Затем договориться с сервисами по всей стране, чтобы они ориентировались на стоимость нормо-часов в единой методике ЦБ. Еще нужно убедить сервисы, чтобы они использовали дешевые запчасти наших партнеров».

Задача эта решаемая, считает Игорь Иванов, поскольку интересы страховых компаний и сервисов совпадают: техцентры заинтересованы в получении дополнительной загрузки, чтобы не увольнять квалифицированных специалистов в кризис, а страховщики стремятся к возмещениям в натуральной форме (в виде ремонта).

Возможность централизованных закупок запчастей рассматривает и «Ренессанс страхование».

«Но готового решения пока нет,— говорит вице-президент компании Владимир Тарасов.— Основное препятствие — конфликт интересов СК с интересами производителей»

. Ведь страховщики хотят за счет налаживания поставок запчастей через альтернативные каналы снизить свои издержки на ремонт, добиться снижения их стоимости.

А для производителей и дилеров продажа запчастей — дополнительный источник доходов, в том числе при кузовном ремонте по страховым случаям, объясняет Тарасов. Кроме того, у дилеров перед производителем есть обязательства по объемам продаж запчастей через дилерскую сеть, и «от их выполнения дилеры имеют значительные бонусы», отмечает он.

«Закупка запчастей — это не наш бизнес,— указывает Александр Харагезов из «

АльфаСтрахования».— Мы стараемся предоставить качественную услугу там, где мы профессионалы. Но мы не ремонтируем автомобили, мы привлекаем организации, для которых это основная деятельность. Поэтому мы не вникаем в то, как запчасти закупаются.

Мы договариваемся с техцентрами о стоимости запчастей, о стоимости ремонта автомобилей наших клиентов и требуем обеспечить его качество. Закупкой запчастей занимаются СТОА самостоятельно, и мы в этом никак не участвуем». По его словам, это крайне сложный бизнес:

«импортеры запчастей или дилеры имеют в нем относительное преимущество за счет объема поставок, которое влияет на закупочную стоимость»

.

Сами дилеры пока относятся к идеям РСА скептически.

Если страховщики планируют оптовые закупки запчастей для ОСАГО, нужно, чтобы они все были оригинальными, полагает гендиректор дивизиона «Химки» группы компаний «АвтоСпецЦентр» Алексей Гуляев.

«Сервисные центры, которые заботятся о своей репутации, должны ответственно подходить к заключению договоров со страховыми компаниями и не допускать использования неоригинальных запчастей,— говорит Гуляев.— В этом случае сервисным центрам необходимо тщательно контролировать соблюдение страховщиком договора о приобретении оригинальных комплектующих».

«Сервисные центры, которые заботятся о своей репутации, должны ответственно подходить к заключению договоров со страховыми компаниями и не допускать использования неоригинальных запчастей,— говорит Гуляев.— В этом случае сервисным центрам необходимо тщательно контролировать соблюдение страховщиком договора о приобретении оригинальных комплектующих»

. Идею РСА использовать неоригинальные запчасти Алексей Гуляев называет вовсе опасной: «Если за качество оригинальных запчастей завод-производитель несет ответственность, то кто будет отвечать за надежность комплектующих, заявленных страховщиком как качественные, неясно. Определить, являются ли замененные запчасти качественными, представляется невозможным.

Каждую такую деталь придется оценивать в отдельном порядке, что превратит ремонт в череду судебных процессов между страховщиком и автовладельцем. Компании, предоставляющие услуги ОСАГО, заинтересованы в снижении затрат. Но они должны понимать, что некачественное сервисное обслуживание ставит под угрозу жизнь и безопасность автовладельцев, а также возможную степень повреждений машин при ДТП, что должно быть наиболее важным для страховщиков».

Этой же точки зрения придерживаются автоюристы.

«Автомобиль — источник повышенной опасности, при ремонте не должно быть риска,— говорит партнер компании «

Мосавтоюрист» Алексей Ащаулов.— Для проверки неоригинальных деталей нужно специальное оборудование. Если этим будет заниматься РСА, боюсь, что все это сведется просто к документальной проверке. В итоге многие детали, даже китайские, будут признаны «качественными»».

По его словам, у неоригинальных деталей меньше срок службы, наблюдаются отклонения по составу стали, по размерам, в итоге их приходится, как говорится, «дорабатывать напильником» перед установкой.

Например, сочетание оригинального тормозного диска с оригинальными колодками работает гораздо дольше, чем в случае, когда колодки неоригинальные, поясняет Алексей Ащаулов.

«Неоригинальные запчасти — это для тех граждан, у которых есть машина, но не хватает денег на ее качественное обслуживание,— говорит он.— Почему же РСА хочет всех автовладельцев подвести под эту категорию? Возможно, что идея ввести в законодательство термин «неоригинальная деталь» — просто очередной способ меньше платить автовладельцам.

Ни к чему хорошему это не приведет».

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка
  2. подписка подписка

PDF-версия Рассылка «Выбор редакции «Ъ»» на

В 2021 году по ОСАГО возможен только ремонт – или почему выплата деньгами невозможна?

Вопрос Ответ Машина направляется в специализированное СТО, заключившее договор со страховой компанией. Нет, стоимость определяется среднерыночными показателями за новые запчасти.

Денежная выплата предусмотрена, если: · автомобиль не подлежит восстановлению; · стоимость работ превышает максимальную сумму по договору; · в случае смерти или получения серьезных повреждений пострадавшим; · если потерпевший является инвалидом; · такая возможность допускается условиями договора.

Наличными, в представительстве компании или перечислением на счет в банке, согласно реквизитам, указанным в заявлении. Пострадавший предоставляет страховщику необходимый комплект документов, СК организует независимую экспертизу и принимает решение о направлении машины на СТО или выплате средств. Да, с письменного разрешения страховщика.

Направление составляется с включением Ф. И. О. клиента, сведений о машине, договорных реквизитов, наименования и месторасположения СТО, перечня поврежденных узлов. В течение двадцати дней по календарю, от момента регистрации заявления клиента.

Если цена вопроса превысит 400 тыс. рублей, в случае превышения стоимости ремонта 100 тыс. рублей или при обоюдной вине водителей. Уже не первый год ОСАГО выступает одной из главных причин убытков страховщиков. По итогам 2017 года размер выплачиваемого по нему страхового возмещения вырос на 9%, в то время как выплаты со стороны водителей упали на 3%.
По итогам 2017 года размер выплачиваемого по нему страхового возмещения вырос на 9%, в то время как выплаты со стороны водителей упали на 3%.

Общий убыток всех участников рынка составил свыше 47 млрд. рублей. С целью устранения дисбаланса законодателями был введен обязательный ремонт по ОСАГО, как альтернатива денежной выплате.

О том, чем это грозит автовладельцам, и как не допустить нарушения своих прав, читайте в нашей статье.

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г.

«Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г. Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией.

Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2021 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12.

ФЗ №40, и включают в себя:

  1. наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
  2. причинение тяжелого урона здоровью;
  3. высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
  4. превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2021 году это 400 тыс. рублей);
  5. гибель потерпевшего (деньги получит семья);
  6. предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.

Деньги можно получить в кассе страховой компании, либо путем зачисления на банковский счет, указанный в заявлении.

Для получения направления на ремонт страховщику подается заявление и пакет подтверждающих страховой случай документов. Их полный перечень представлен на сайте РСА (союз автостраховщиков). Ключевым моментом ремонта по ОСАГО является проведение независимой технической экспертизы.

Проводится она уполномоченным страховщиком техником-экспертом.

Однако специалист не должен иметь непосредственное отношение к страховой компании – числиться в ее штате или составе учредителей, равно как и состоять в родственных отношениях со страхователем.

По результатам экспертизы составляется заключение, в котором прописываются сумма и детали предстоящего ремонта. Сама экспертиза для потерпевшей стороны является бесплатной, так как расходы на нее входят в сумму страхового возмещения. Что касается места, в котором будут ремонтировать машину, здесь возможны 3 варианта.

Если автомобилю менее 2 лет, он направляется на ремонт в дилерский центр, но только при указании соответствующего требования в заявлении страховой компании.

Страховщик не вправе этому препятствовать, так как ремонт нового авто в стороннем СТО приведет к прерыванию гарантийного срока.

После принятия заявления пострадавшего водителя страховая компания в обязательном порядке заключает договор с его дилером. Как правило, страховщики имеют договора с крупнейшими дилерскими центрами, а некоторые даже для подобного ремонта предлагают отдельные страховые продукты.

Так, компания «Югория» предлагает автолюбителям специальный полис «Ремонт у дилера».

По нему не только гарантировано восстановление авто у официального представителя марки, но и страховка на случай отсутствия у виновника аварии полиса ОСАГО.

Каждый страховщик заключает договора сразу с несколькими ремонтными сервисами. Их перечень публикуется в открытом доступе на официальном сайте страховой компании.

Страхователь вправе выбрать из предложенного списка то СТО, которое вызывает больше доверия и имеет удобное месторасположение. Внушительные перечни автосалонов опубликованы на сайтах компаний «ВТБ Страхование», «РЕСО гарантия», «Росгосстрах», «Ингосстрах».

Ответственность за качество произведенного ремонта несет не автосервис, а страховая компания. При выявлении недочетов потерпевший направляет в адрес страховщика досудебную претензию. Если ответственная сторона отказывается бесплатно устранить проблемы, вопрос решается уже с участием суда.

Гарантия на ремонт по ОСАГО предоставляется на срок не менее 6 месяцев. А в случае с восстановлением кузова и покраской, не менее 12 месяцев.

Владелец транспортного средства может выбрать автосервис и не из числа сотрудничающих со страховщиком, что подтверждается п.

15.3 ст. 12 ФЗ№40. Однако для этого ему понадобится письменное разрешение страховой компании. Если вопрос удалось согласовать, то в заявлении о страховом возмещении дополнительно указываются полное наименование и адрес выбранного СТО, а также банковские реквизиты, на которые страховщик переведет страховую сумму в оплату произведенных работ.

В подтверждение права страхователя на возмещение убытков страховщик выдает ему направление на ремонт. В документе в обязательном порядке указываются следующие данные:

  1. наименование и адрес СТО;
  2. информация о поврежденном автомобиле (марка, регистрационный номер, VIN);
  3. перечень подлежащих ремонту деталей.
  4. реквизиты договора страхования и полиса;
  5. ФИО потерпевшего;

Направление имеет ограничение по сроку действия, которое указывается на бланке (обычно 1 месяц).

Поэтому медлить с посещением автосалона не стоит.

Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.).

При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.

При несогласии с выставленной в процессе первичной экспертизы суммой владелец авто вправе инициировать повторное обследование, но уже за свой счет. В тех случаях, когда положена денежная компенсация, ее выплата не должна занимать более 20 дней с даты обращения.

В случае нарушения установленного порядка, за каждый просроченный день страховщик выплачивает неустойку в размере 1% от страховой суммы. Что касается сроков ремонта, то авто должно быть восстановлено за 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента доставки транспортного средства на станцию техобслуживания.

При нарушении установленных сроков автовладелец направляет в страховую компанию досудебную претензию, а при ее игнорировании решает вопрос в суде. В последнем случае можно дополнительно добиться возмещения убытков, связанных с длительным отсутствием автомобиля. Нередко водителям приходится доплачивать за восстановительный ремонт из своего кармана, но далеко не всегда подобные требования страховщика законны.

Все случаи, когда доплата действительно необходима, оговорены в п.

17 ст. 12 ФЗ№40:

  • Сумма ремонта превышает 400 тыс. рублей (лимит страхового возмещения).
  • ДТП оформлено по европротоколу и ущерб от него превышает 100 тыс. рублей.
  • В аварии виноваты обе стороны.

При отсутствии перечисленных оснований требование доплаты с водителя неправомерно. Приоритет восстановительного ремонта распространяется только на водителей, оформивших полис ОСАГО после 28 апреля 2017 года.

Если страхование автогражданской ответственности виновника ДТП осуществлялось в более ранний период, то за потерпевшей стороной сохраняется право на самостоятельный выбор формы возмещения убытков.

Как и прежде, водитель сможет выбрать между денежной компенсацией и ремонтом за счет страховщика. Второй вариант более удобен, так как нет необходимости самостоятельно заниматься организацией ремонта авто. Однако и контролировать ход восстановительных работ страхователь тоже не сможет, поэтому при отсутствии доверия к предлагаемым страховщиком СТО более целесообразным будет выбор возмещения в денежной форме.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка. 16 991 просмотров

Ремонт по осаго запчасти оригинал или аналог

» Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение.

В 2021 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали. Изначальное решение ликвидировать ущерб с заменой изношенных деталей новыми оригинальными запчастями заставило страховщиков решать вопрос, каким образом производить ремонт старого авто, снятого с производства, если запчасти для него официальными производителями более не выпускаются. Невозможность универсального соблюдения данного требования привела к появлению поправки, согласно которой при отсутствии возможности покупки новых деталей, допускается установка качественных и исправных частей б/у.

В 2021 году актуальность проблемы неисполнения закона сохраняется, выражаясь в следующих ситуациях:

  • Счета мастерских-исполнителей ремонта включали оплату по стоимости оригинальных частей, когда по факту использовались восстановленные узлы, части. Больше всего нарушений выявляется при проверке счетов на восстановление кузова и несоответствии оплат реальным ценам.
  • В процессе ремонта поврежденные комплектующие были заменены некачественными запчастями. Необходимость в разнообразии комплектующих и тесная работа с интернет-магазинами послужила одной из причин закупки неоригинальных комплектующих, качество которых далеко не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Нарушение закона выявляется в процессе проверки использованных деталей на СТО и включения в калькуляцию стоимости новых оригинальных частей.
  • Проблемой восстановления устаревших моделей является использование деталей, имеющих определенную степень износа из-за эксплуатации. Запасные части приобретались на авторазборках, восстанавливались и далее использовались в процессе ремонта по ОСАГО.
  • Исполнитель работ устанавливает на восстанавливаемую машину неоригинальные автомобильные запчасти, материалы (например, автостекла). Стремление к экономии на возмещении заставляет менять прежние поврежденные стекла менее качественными аналогами.

Помимо вышеуказанных ситуаций, негативно влияющих на степень удовлетворенности клиента, много нареканий вызывает качество производимого ремонта и повреждение имущества во время восстановительных работ.

В подтверждение права страхователя на возмещение убытков страховщик выдает ему направление на ремонт. В документе в обязательном порядке указываются следующие данные:

  1. наименование и адрес СТО;
  2. перечень подлежащих ремонту деталей.
  3. реквизиты договора страхования и полиса;
  4. ФИО потерпевшего;
  5. информация о поврежденном автомобиле (марка, регистрационный номер, VIN);

Направление имеет ограничение по сроку действия, которое указывается на бланке (обычно 1 месяц). Поэтому медлить с посещением автосалона не стоит.

Компания по автострахованию, определяя смету предстоящих расходов, согласно п. 3.6.4 Единой методики расчетов по ремонту ОСАГО, обязана использовать данные о заменяемой части или узле автомобиля, которые содержатся в каталогах запчастей конкретной модели и марки, составленных производителем.

В случае отсутствия сведений, используют информацию из прайс-листа, программы поставщика детали по его уникальному номеру.

А при замене исходить из общего правила – замена соответствует установленным требованиям и не сможет негативно повлиять на безопасную эксплуатацию.

Тем не менее, зачастую при послеаварийном ремонте автомобиля с существенным пробегом возникает проблема поиска оригинальных деталей давно снятых с производства моделей. В этом случае закон однозначно рассматривает возможность замены вышедших из строя деталей запчастями б/у или аналогами, не ухудшающими качество эксплуатации машины.

Данный выход из положения дает шанс для мастерских значительно уменьшить стоимость восстановления, ссылаясь на невозможность получения оригинальных комплектующих от поставщиков и их отсутствие на складах. В связи с ограниченностью срока, отводимого на ремонт по обязательному страхованию, открывается лазейка для подмены равноценных оригинальных деталей аналогами на вполне законных основаниях. Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.).

При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков. Водителей авто, получивших незначительные повреждения конкретных узлов и частей, интересует вопрос, вернут ли мне старые запчасти, и каков порядок получения обратно вышедших из строя деталей.

С юридической точки зрения, согласно положениям закона о правах потребителя, заказчик услуг вправе потребовать к возврату поврежденные детали. С другой стороны, при восстановлении авто по страховке, компания не вправе получать поврежденные детали, так как оплата услуг ремонтных мастерских по полису ОСАГО не является поводом считать ее платой за поврежденные, снятые с авто детали. СК исполняет обязательства по договору ОСАГО, заключенному с клиентом, не претендуя на получение взамен собственности, принадлежавшей автомобилисту.

Приоритет восстановительного ремонта распространяется только на водителей, оформивших полис ОСАГО после 28 апреля 2017 года.

Если страхование автогражданской ответственности виновника ДТП осуществлялось в более ранний период, то за потерпевшей стороной сохраняется право на самостоятельный выбор формы возмещения убытков.

Как и прежде, водитель сможет выбрать между денежной компенсацией и ремонтом за счет страховщика. Второй вариант более удобен, так как нет необходимости самостоятельно заниматься организацией ремонта авто.

Однако и контролировать ход восстановительных работ страхователь тоже не сможет, поэтому при отсутствии доверия к предлагаемым страховщиком СТО более целесообразным будет выбор возмещения в денежной форме. Не всегда старания улучшить порядок в страховом деле приводит к тому результату, на который рассчитывал законодатель. Введение новых условий получения страховой защиты по ОСАГО в виде натурального возмещения добавило проблем автовладельцам и страховщикам, так как добавило проблем с поиском деталей и квалифицированных исполнителей ремонтных работ.

И одновременно ограничивая себя рамками калькуляций по Единой методике и данных о стоимости деталей из базы.

Согласно опросам и отзывам, половина автовладельцев негативно и скептически отнеслось к измененному порядку компенсации. Каждый четвертый водитель готов принять поправку, если увидит положительный эффект действия нововведений.

Пока же число неудовлетворенных автомобилистов довольно велико. Из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются страхователи, отмечают затягивание сроков исполнения, неверный расчет страховой суммы, нарекания к качеству ремонта и замененных комплектующих.

Натуральное возмещение по ОСАГО, вместо того чтобы избавить от большинства проблем, связанных с беспроблемным ремонтом авто после ДТП, добавило массу неясностей относительно определения порядка и разъяснения нюансов реализации обязательств.

Помимо претензий к калькуляции расходов, со стороны страхователей появились нарекания к качеству, срокам и самой процедуре исполнения ремонтных работ.

Использование неоригинальных деталей, решая проблему послеаварийного восстановления старых автомобилей, дало повод применять то же правило и в отношении замены более дорогих оригинальный запчастей. Только активная позиция автомобилиста и контроль над действиями СК и СТО позволят отстоять свои права при получении возмещения по ОСАГО. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Причины страхового мошенничества Бывает, агенты-страховщики создают мошеннические схемы для обмана своих же компаний.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+