Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Признаки и определение оперативно розыскного мероприятия

Признаки и определение оперативно розыскного мероприятия

Оперативно-разыскные мероприятия: понятие, признаки, классификация, основания и условия их проведения

В целях решения поставленных задач субъекты ОРД имеют право проводить специальные поисковые, познавательные и удостоверительные действия (комплекс действий) именуемые ОРМ. В федеральном законодательстве нет нормы, которая определяла этот термин.

Работа по установлению содержания этой дефиниции была проведена учеными-юристами (специалистами в сфере теории ОРД), которые выделили ряд присущих этому явлению признаков:

  1. а) должны быть направлены исключительно для решения стоящих перед ОРД задач;
  2. б) осуществляют только уполномоченные субъекты ОРД;
  3. в) проводятся исключительно при наличии законных условий и оснований.

Совокупность этих признаков позволяет сформулировать рабочую дефиницию этого правового явления. Оперативно-разыскные мероприятия — это элементы ОРД, состоящие из комплекса оперативно-разыскных действий, предусмотренных в федеральном законодательстве и применяемых для решения конкретных организационно-тактических задач, уполномоченным должностным лицом при соблюдении законных условий и оснований для их проведения с использованием гласных и негласных методов. При осуществлении ОРД могут проводиться следующие ОРМ:

  1. 5) исследование предметов и документов;
  2. 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  3. 3) сбор образцов для сравнительного исследования;
  4. 1) опрос;
  5. 4) проверочная закупка;
  6. 13) контролируемая поставка;
  7. 10) прослушивание телефонных переговоров;
  8. 2) наведение справок;
  9. 6) наблюдение;
  10. 12) оперативное внедрение;
  11. 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  12. 7) отождествление личности;
  13. 14) оперативный эксперимент.
  14. 11) снятие информации с технических каналов связи;

Приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Все ОРМ можно условно классифицировать по следующим основаниям.

Во-первых, по степени ограничения конституционных прав и свобод граждан:

  1. 1) не связанные с ограничением конституционных прав и свобод (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
  2. 2) ограничивающие конституционные права и свободы, проведение которых требует судебного решения (прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.).

Во-вторых, по времени проведения ОРМ:

  1. 2) характеризующиеся длительностью по времени проведения (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и др.).
  2. 1) единовременные ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и т.д.);

В-третьих, по привлечению специальных возможностей, сил и средств:

  1. 2) проводимые специализированными подразделениями с использованием специальной техники (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).
  2. 1) проводимые лично оперативным сотрудником (опрос, наведение справок);

Стоит отметить, что в большей части механизм проведения и его нормативное регулирование отнесено к нормативным правовым актам, имеющим ограничительный гриф доступа. Все ОРМ, как правило, могут проводить должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Все проводимые ОРМ, чтобы их результаты были признаны соответствующими законным требованиям, должны отвечать определенным условиям и быть обоснованными.

Согласно ст. 7 Закона об ОРД основаниями для проведения ОРМ являются следующие юридически значимые обстоятельства.

  1. 3. Письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  2. 1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  3. 5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами.
  4. — лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  5. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:
    • — о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и о лицах, участвующих в нем, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    • — событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
    • — лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    • — лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  6. 4. Запросы об информации от других органов, осуществляющих ОРД.
  7. — событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  8. — лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  9. — о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и о лицах, участвующих в нем, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  10. 6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

  1. 3) допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  2. 4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
  3. 1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  4. 5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;
  5. 7) достоверности сведений, представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи.
  6. 6) о предоставлении (продлении) либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности;
  7. 2) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

Условия проведения ОРМ перечислены в ст.

8 Закона об ОРД. При подготовке и проведении ОРМ не являются препятствием гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Однако просто формального судебного решения недостаточно.

Необходимо иметь и документальное подтверждение наличия информации:

  1. — лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  2. — о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  3. — событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности РФ.

Закон предусматривает возможность проведения ОРМ и без судебного решения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В этом случае оперуполномоченный обязан в течение 24 ч уведомить об этом суд и в течение 48 ч получить судебное решение или прекратить проведение ОРМ. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Если возникает угроза жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ.

Изучив предоставленные материалы, судья разрешает или отказывает в разрешении на проведение ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан. В обоих случаях судья выносит мотивированное постановление. Постановление об отказе в проведении ОРМ может быть обжаловано органом, осуществляющим ОРД в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативнослужебных документах.

Правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий

Как известно, понятия «оперативно-розыскное мероприятие» в Законе об ОРД нет. Практические работники неоднократно просили его указать.

Об этом писали и ученые. Так, по справедливому замечанию В.

Г. Боброва, выяснение сущности оперативно-розыскных мероприятий — это вопрос, от решения которого во многом зависит рассмотрение различных сторон проведения таких мероприятий.

Наличие определения оперативно-розыскного мероприятия важно для правового регулирования ОРД, поскольку теория и практика в этой области во многом противоречивы.

В своих работах мы неоднократно отмечали, что понятие оперативно-розыскного мероприятия является одним из ключевых во всей ОРД.

Его отсутствие лишает научных работников отправной точки, приводит к разному пониманию сущности оперативно-розыскного мероприятия практическими работниками, что неминуемо порождает ошибки в работе. Однако к нашему мнению законодатель пока не прислушался.

При таких обстоятельствах единого понятия и даже единого подхода к оперативно-розыскным мероприятиям наука ОРД не выработала.

Причем, к сожалению, относительно небольшое число ученых уделяют должное внимание понятию и сущности оперативно-розыскного мероприятия.

Большинство специалистов стараются не «погружаться» в этот важный для науки вопрос, используя одно из известных определений и не задумываясь над его содержанием.

Итак, что такое оперативно-розыскное мероприятие? Вначале представляется целесообразным обратиться к уяснению смысла словосочетания «оперативно-розыскное мероприятие», раскрывая смысловую нагрузку каждого из его слов. Согласно «Толковому словарю русского языка» С.

И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под словом «мероприятие» понимается совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей. Слово «оперативный» в интересующем нас значении — это непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь.

В качестве примера к слову «оперативный» в словаре приводится словосочетание «оперативная работа (в милиции)».

Розыск в одном из значений понимается как «предшествующее суду дознание, собирание улик». Таким образом, если буквально толковать понятие оперативнорозыскного мероприятия, то оно будет звучать так — непосредственно, практически осуществляющаяся совокупность действий по собиранию улик, дознанию, предшествующая суду.
Таким образом, если буквально толковать понятие оперативнорозыскного мероприятия, то оно будет звучать так — непосредственно, практически осуществляющаяся совокупность действий по собиранию улик, дознанию, предшествующая суду.

Можно сказать более просто и точно: понятие «оперативно-розыскное мероприятие» означает непосредственное практическое осуществление розыскных действий.

Конечно, данное понятие неверно толковать исключительно по словарю С.

И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Названные специалисты не являются юристами и не могут в полной мере оценить значение слов, закрепляемых законодательно.

Так, понятие «розыск» нельзя трактовать только в значении предшествующего суду собирания улик. Розыск предусматривает и поиск уклоняющихся от наказания лиц, без вести пропавших, различные проверочные мероприятия и др. Розыск применительно к оперативно-розыскным мероприятиям проводится до возбуждения уголовного дела, в ходе расследования дела, в ходе судебного разбирательства и даже после него.

Однако несомненна заслуга словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой — помощь в понимании общего значения интересующих нас слов.

К. К. Горяйнов, Ю. Ф. Кваша и К. В. Сурков тоже первоначально рассматривали сущность словосочетания «оперативно-розыскное мероприятие» с помощью словаря С. И. Ожегова. Однако, как представляется, указанное понятие было истолковано ими не вполне точно: так, термины «оперативно», «оперативность» названные ученые толковали исходя из значения слова «операция» — скоординированные действия, объединенные общей целью, либо отдельные действия в ряду других подобных.

Таким образом, по мнению К. К. Горяйнова, Ю. Ф. Кваши и К. В.

Суркова, слово «оперативность» косвенно подтверждает понимание термина «меры» как комплекса действий, придает им оттенок быстроты и своевременности. При этом «мероприятие» они также трактуют как совокупность действий. В результате получается, что если в словосочетании «оперативно-розыскное мероприятие» первое и третье слова заменить предложенными определениями, то в нем дважды окажется слово «действие»: оперативность — действие и мероприятие — действие.

Это противоречит логике, а потому недопустимо. Кроме того, по словарю С. И. Ожегова, которым пользовались ученые, термин «операция» как скоординированные действия применяется к военным действиям, а в качестве примеров названы сухопутная, морская, воздушная, воздушно-десантная операция; наступательная операция, оборонительная операция. Изложенное не вполне применимо для оперативно-розыскной деятельности.

Для нее следует руководствоваться, скорее, термином «оперативный» — непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь. Обоснованность данного выбора иллюстрирует пример из словаря: оперативная работа (в милиции).

Для формулирования определения оперативно-розыскного мероприятия на основе анализа имеющегося научного материала и собранного практического опыта нами выделены отличительные признаки мероприятия. А именно: оперативно-розыскное мероприятие является одной из составных частей оперативно-розыскной деятельности; оперативно-розыскное мероприятие подразумевает деятельность государственных органов.
А именно: оперативно-розыскное мероприятие является одной из составных частей оперативно-розыскной деятельности; оперативно-розыскное мероприятие подразумевает деятельность государственных органов. Согласно Закону об ОРД оперативно-розыскная деятельность — это государственная деятельность.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц (опять же государственных), не вправе проводить ОРД. Соответственно, оперативно-розыскное мероприятие может проводиться только государственными органами и их должностными лицами.

Этот признак, не требующий, казалось бы, глубоких обоснований, в последнее время с появлением частных детективов и частных охранных организаций стал подвергаться сомнению.

Частными лицами и негосударственными органами действительно проводятся действия, имеющие сходство с отдельными оперативно-розыскными мероприятиями, например опрос или наведение справок.

Однако подобные действия статуса оперативно-розыскных мероприятий не имеют; оперативно-розыскное мероприятие могут проводить только те государственные органы и их должностные лица, которые прямо указаны в Законе об ОРД. То есть, например, затребование прокурором, судом справок о чем-либо оперативно-розыскным мероприятием не является, хотя содержательно их действия похожи на оперативно-розыскное мероприятие; оперативно-розыскное мероприятие прямо, непосредственно направлено на решение целей и задач ОРД.

Указанный признак строго определяет направленность, цель такого мероприятия. Действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, многообразны. Они включают особую финансовую работу, материально-техническое обеспечение, организационную и руководящую деятельность1 и др., что в конечном счете также помогает в решении задач ОРД.

Они включают особую финансовую работу, материально-техническое обеспечение, организационную и руководящую деятельность1 и др., что в конечном счете также помогает в решении задач ОРД.

Однако прямой направленности она все же не имеет — из факта получения новой специальной техники результата не получишь.

Результат можно получить лишь в ходе проведения соответствующего мероприятия; оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в Законе об ОРД. Только для оперативно-розыскного мероприятия Законом детально установлены специальные основания и условия проведения. Другие составляющие ОРД такого закрепления в Законе об ОРД не имеют.

Этим подчеркивается особый статус оперативно-розыскного мероприятия в ОРД; организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с Законом об ОРД составляют государственную тайну.

Это означает, что приемы, методы, способы проведения оперативно-розыскного мероприятия, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия не подлежат оглашению; цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нравственности. Это вытекает из духа Закона об ОРД, из сущности такой деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие проводится в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств.

Мероприятие проводится только в этих, без сомнения, моральных и нравственных целях. Мы специально подчеркиваем, что имеем в виду именно цель оперативно-розыскного мероприятия. Мораль и нравственность — категории философские.

Конечно, вопрос о том, насколько морально или нравственно прослушивание телефонных переговоров, чтение чужих писем, интерес к личной жизни даже из благих намерений, дискуссионен. Вместе с тем с учетом важности целей оперативно-розыскного мероприятия такие действия иногда необходимы. Моральность и нравственность оперативно-розыскного мероприятия отличают его от подобных действий иных лиц (например, частных сыщиков, проводящих опрос не в целях борьбы с преступностью, а в личных интересах).

На основании выявленных признаков оперативно-розыскного мероприятия формулируется его понятие. По нашему мнению, под оперативно-розыскным мероприятием следует понимать одну из составных частей оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну; оно представляет собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением детально регламентированных законом оснований и условий, отвечает нормам морали и нравственности и непосредственно направлено на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Нам представляется, что это определение охватывает как сущностные, так и формальные признаки оперативно-розыскного мероприятия.

Данное определение выступает основным, обобщающим понятием, т.

е. является категорией теории оперативно-розыскных мероприятий. Как известно, теория представляет собой совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел науки. Теория оперативно-розыскных мероприятий — это совокупность обобщенных положений об оперативно-розыскных мероприятиях, она является частной по отношению к общей (единой) теории ОРД.
Теория оперативно-розыскных мероприятий — это совокупность обобщенных положений об оперативно-розыскных мероприятиях, она является частной по отношению к общей (единой) теории ОРД.

Более развернуто ее можно определить как систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующую раздел науки ОРД.

Указанная теория в качестве частной теории ОРД как открытой науки на монографическом уровне разработана и обоснована нами в 2003—2004 гг.

Научное обоснование и разработку теории оперативно-розыскных мероприятий поддержали многие ученые и практические работники. Имелись, правда, и критические замечания, которые были связаны в основном с тем, что ранее в открытой науке ОРД было принято говорить о теории оперативно-розыскной деятельности в целом, не выделяя из нее теорию оперативно-розыскных мероприятий.

Однако вскоре идею развивать науку ОРД путем выделения и самостоятельной разработки ее составных частей разделили многие ученые. Уже в конце 2005 г. А. В. Шахматовым была успешно защищена докторская диссертация без грифа секретности, посвященная теории агентурной работы. Стала разрабатываться в открытом виде теория оперативно-технических мероприятий и т.

д. А термин «теория оперативно-розыскных мероприятий» прочно вошел в оборот науки ОРД, в том числе появились монографии, посвященные данной теории.

Важно и то, что ученые, базируясь на данной теории, стали четче и точнее определять объект и предмет своих научных изысканий.

Например, А. Ю. Козловский пишет, что разделяет наше мнение об объекте и предмете теории ОРД и, основываясь на нем, разрабатывает одну из самостоятельных частных теорий ОРД.

Такой подход свидетельствует об усвоении специалистами в области ОРД науковедческой культуры. Однако надо сказать, что в науке существуют и другие подходы, связанные с трактовкой оперативно-розыскных мероприятий.

По наиболее распространенным из них имеет смысл высказаться.

Часть специалистов полагает, что оперативно-розыскные мероприятия непосредственно направлены на добывание (получение) фактических данных (информации, сведений)1.

Мы считаем такой подход неверным. Не вдаваясь в стратегию и тактику оперативно-розыскных мероприятий, поскольку эти сведения носят закрытый характер, следует признать, что в ряде случаев оперативно-розыскные мероприятия проводятся не только в целях добывания фактических данных, но и, например, для создания оптимальных условий, обеспечивающих захват преступника, безопасность лица, оказывающего содействие органам, осуществляющим ОРД. Оперативно-розыскные мероприятия порой проводятся для распространения информации, требуемой органам, осуществляющим ОРД.

Кроме того, мероприятие может быть проведено для профилактики и предупреждения преступления, в иных целях.

Наконец, если придерживаться того, что оперативно-розыскные мероприятия обязательно направлены на получение информации, то из их перечня следует исключить оперативное внедрение и сбор образцов для сравнительного исследования.

В результате этих мероприятий информации не возникнет: полученные образцы следует исследовать, а это уже другое оперативно-розыскное мероприятие.

Факт внедрения в преступную среду сам по себе тоже информации не предоставит — в этом случае оперативнику необходимо выведывать сведения, проводить опросы и другие действия. Более того, при сборе образцов или оперативном внедрении информацию можно вообще не получить (например, когда полученные образцы оказались непригодными для исследования, внедренный сотрудник «вычислен» и убит). Вместе с тем об исключении названных мероприятий из Закона об ОРД речь, конечно, не идет.

Это противоречит целям ОРД и здравому смыслу.

Да и к тому же сбор образцов для сравнительного исследования и оперативное внедрение признают оперативнорозыскными мероприятиями абсолютное большинство теоретиков и практических специалистов.

Следовательно, оперативно-розыскное мероприятие не всегда непосредственно направлено на получение данных, информации. Это подтверждается и смысловым значением данного понятия: оперативно-розыскное мероприятие — это оперативное осуществление действий. Ранее в ряде научных работ господствовала точка зрения, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся в отношении физических лиц.

Такая позиция тоже не выдерживает критики, что объективно доказывает практика. В. Г. Бобров, изучая данный вопрос, написал, что оперативно-розыскные мероприятия фактически проводятся в отношении следующих объектов: физических лиц; юридических лиц; фактов (обстоятельств); мест; объектов — носителей доказательственной информации; иных объектов. Соглашаясь с В. Г. Бобровым, думаем, что все перечисленные объекты лучше определить как «объекты оперативной заинтересованности».

Это позволит уйти от термина «объект», который не может и не должен применяться в юридических науках в столь разных значениях. Однако структура оперативно-розыскного мероприятия, предложенная В. Г. Бобровым, представляется не вполне исследованной и обоснованной.

В. Г. Бобров считает, что оперативно-розыскное мероприятие состоит из обязательных элементов (функциональной стороны, объекта, субъекта, оперативно-тактической задачи (цели), приемов организационного характера) и факультативных (информационного обеспечения, технического обеспечения, действий, сопутствующих оперативно-розыскному мероприятию). Вместе с тем наличие структуры требует дополнительного обоснования. Дело в том, что структура — это внутреннее устройство предмета.

Сомнительно, что в структуру конкретного мероприятия входит, например, отдел уголовного розыска, его осуществляющий (субъект). Также во внутреннее содержание мероприятия не может быть включен человек, в отношении которого оно проводится (объект).

Думается, что схематично структуру оперативно-розыскного мероприятия следует определить как совокупность приемов, методов, действий и т.

д., направленных на решение задач мероприятия. В то же время разные суждения, направленные на познание сущности оперативно-розыскного мероприятия, необходимы. Как известно, одним из проявлений единства и борьбы противоположностей как источника исторического развития знаний является борьба мнений, свободная критика в науке.

Когда впервые объясняется то или иное явление, то обычно выдвигается несколько различных или прямо противоположных гипотез, предположений, мнений, разъясняющих его смысл и сущность.

В ходе борьбы этих противоположностей одни гипотезы, предположения отвергаются, другие подтверждаются и принимаются как наиболее вероятные или как научно обоснованные, т. е. истинные. Отказ от этой борьбы означал бы прекращение познания. Развивая эту мысль, можем сказать, что достойны уважения различные суждения, конструктивная критика, плюрализм мнений.

Развивая эту мысль, можем сказать, что достойны уважения различные суждения, конструктивная критика, плюрализм мнений. При этом ученый не должен слепо повторять выученные в 1970—1980-х гг. суждения, выдаваемые за истину, а периодически ревизовать накопленные знания, оценивать и, возможно, уточнять их с позиций сегодняшнего дня.

Применительно к оперативно-розыскным мероприятиям важно обратиться к еще одному вопросу, сбивающему с толку некоторых авторов, пишущих об ОРД.

Речь идет о неудачной формулировке ст.

1 Закона об ОРД, в которой говорится, что ОРД осуществляется

«посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий»

. Эта формулировка противоречит, во-первых, практической работе, во-вторых, самому Закону. Она неудачна и с точки зрения русского языка.

Слово «посредством» означает «при помощи чего-нибудь», «используя что-нибудь».

Предположим, что оперативно-розыскная деятельность, как указано в ст. 1 Закона об ОРД, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, т. е. при помощи названных мероприятий, используя названные мероприятия.

Из этого тезиса можно сделать несколько выводов.

  1. 4. Поскольку оперативно-розыскных мероприятий всего 14, их перечень является исчерпывающими, дополнить его можно только федеральным законом (ст. 6 Закона об ОРД), вся ОРД сводится к проведению 14 предусмотренных Законом оперативно-розыскных мероприятий.
  2. 2. Оперативно-розыскные мероприятия являются тем, без чего невозможно достичь результатов ОРД.
  3. 1. Оперативно-розыскная деятельность проводится только посредством оперативно-розыскных мероприятий. Все остальное, вся другая работа органов, осуществляющих ОРД, к такой деятельности отношения не имеет.
  4. 3. Следовательно, каждое из оперативно-розыскных мероприятий является частью ОРД. Совокупность оперативно-розыскных мероприятий образует ОРД. Или: ОРД является совокупностью предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий.

Полагаем, что неточность полученных из формулировки Закона об ОРД выводов сомнений не вызывает. Такая формулировка ст. 1 Закона об ОРД противоречит содержанию других статей этого же Закона.

Так, из Закона следует, что ОРД осуществляется посредством работы с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе (ст. 17), действий по обеспечению информационной безопасности (ст.

2), комплекса мер по обеспечению собственной безопасности органов ОРД (ст.

7) и т. д. То есть Закон противоречит сам себе. Поэтому мы даже склоняемся к тому, что речь идет не о неудачной формулировке, а о технической ошибке законодателя.

Практические специалисты по ОРД хорошо понимают и разделяют наше мнение.

Его придерживаются и некоторые ученые. Однако есть и те, кто считает, что ОРД осуществляется посредством оперативно-розыскных мероприятий.

Как правило, так думают люди, далекие от реальной работы и не до конца уяснившие для себя сущность ОРД. Некоторые из них не понимают, как можно выделить из ОРД теорию оперативно-розыскных мероприятий, поскольку, по их мнению, мероприятия — единственный способ осуществления ОРД.

Впрочем, таких же ошибок не избежали близкие к ОРД науки уголовного процесса и криминалистики.

Так, в одной из книг по 1 уголовному процессу, посвященной морально-этическим сторонам работы следователя, содержится утверждение, что следователь осуществляет свою работу посредством следственных действий.

О том, что, помимо следственных, существует масса других процессуальных действий, автор не задумался. В работе по криминалистике, посвященной психологическим особенностям допроса, сказано, что большую часть своего времени следователь тратит на допросы. Ее автор, известный психолог, видимо, не знает, что следователь большую часть времени тратит не на допросы, а на составление различных процессуальных документов, выполнение процессуальных формальностей, которых в современном УПК РФ так много1.

Так и по ОРД. Достаточно понять, что думает автор о том, как осуществляется ОРД, и сразу становится ясна его научная и практическая квалификация. Очевидно, что указанную техническую неточность следует исправить, исключив из ст. 1 Закона об ОРД фразу «посредством оперативно-розыскных мероприятий».

В завершение повторим определение оперативно-розыскного мероприятия. Под оперативно-розыскным мероприятием следует понимать одну из составных частей оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, оно представляет собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением детально регламентированных законом оснований и условий, отвечает нормам морали и нравственности и непосредственно направлено на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности.

  1. См.: Андреев И. Д. Указ. соч. С. 116.
  2. В. С. Обнинский и А. Ю. Шумилов верно заметили, что фундаментальные понятия оперативно-розыскной теории, максимально обобщающие и отражающие специфику явлений, относятся к категориям. См.: Оперативно-розыскная деятельность:учебник / под ред. К. К. Горяйнова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. С. 93.
  3. См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.
  4. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 466.
  5. Там же. С. 706.
  6. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 586.
  7. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 466.
  8. Большой энциклопедический словарь Российской Федерации, изданный в1999 г., толкования этого слова не дал.
  9. См.: Козловский А. Ю. Таможенный сыск через призму наук: сыскология и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов // Оперативник (сыщик). 2012.№4(33). С. 41-42.
  10. См.: Захарцев С. И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий: дис. д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
  11. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 360.
  12. См., например: Горяйнов К. К, Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон обоперативно-розыскной деятельности; Дубоносов Е. С. Указ, соч.; Шумилов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». 6-е изд.;Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: науч.-практ. пособие / под ред. Е. М. Рябкова, В. В. Петрова; предисл. В. Т. Томина; и др.
  13. См.: Захарцев С. И., Игнащенков Ю. Ю., Сальников В. П. Указ. соч. С. 70.
  14. См.: Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: науч.-практ. пособие / под ред. Е. М. Рябкова, В. В. Петрова; предисл. В. Т. Томина. М., 2004. С. 5.
  15. См.: Горяйнов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Указ. соч. С. 200.
  16. См.: Шахматов А. В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности(теоретико-правовое исследование российского опыта): дис. д-ра юрид. наук. СПб.,2005.
  17. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 802; Большой энциклопедическийсловарь / гл. ред. Л. М. Прохоров. М., 1999. С. 1157.
  18. Там же.
  19. См., например: ЧечетинА. Е. Указ. соч.
  20. Там же. С. 10, 20-21.
  21. См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 822.
  22. См.: Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. М., 2003.
  23. Там же.
  24. См.: Захарцев С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения.С. 42.
  25. См.: Горяйнов К К, Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Указ. соч. С. 200.
  26. См.: Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. С. 11.

Понятие и признаки оперативно-розыскных мероприятий

ОРМ являются главной составной частью ОРД; ·они осуществляются как гласно, так и негласно; ·их содержание составляют действия, направленные на добывание и реализацию ·юридически значимой информации; ·они имеют законодательно определенное целевое назначение — решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.

. Классификация оперативно-розыскных мероприятий правовой оперативный разведывательный розыскной Существуют несколько методов классификации ОРМ.

Наиболее развернутую классификацию дает В.Г. Бобров: . В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.). . В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее.

При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления. Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, з первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна.

Она может быть абсолютной и относительной. При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений). При относительной негласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.

Так, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино-, фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно В.Г. Бобров сводит в две основные группы: а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлении, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть: а) требующими какого-либо санкционирования (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.); б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент и др.); в) требующими судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.).

Возможны и другие виды классификации. Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными — сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.

По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ. По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями.

В частности, только с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.

По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения.

К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, формирование теории оперативно-розыскных мероприятий объективно обусловлено причинами, связанными с практической, законотворческой и научной потребностью. Теория оперативно-розыскных мероприятий — это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности. Объектом теории оперативно-розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и использовании их результатов.

Предметом теории оперативно-розыскных мероприятий являются: закономерности возникновения оперативно-розыскных мероприятий и потребности их проведения; закономерности практики проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах деятельности; закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий; закономерности систематизации теоретико-методологических работ об оперативно-розыскных мероприятиях; закономерности дальнейшего развития оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскное мероприятие — это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, перспективы развития теории оперативно-розыскных мероприятий заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений, составляющих государственную тайну; выделение из числа оперативно-розыскных мероприятий оперативно-технических мероприятий и их самостоятельную правовую регламентацию.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1.Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12.

декабря 1993 г.] // Российская газета. — 1993. — 25 декабря; Российская газета.

— 2004. — 26 марта; Российская газета. — 2009. — 21 января. 2.Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон: от 24.05.1996] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №25. — Ст.2954; Российская газета — 2009.

— 29 декабря. .Закон Об оперативно-розыскной деятельности [Текст]: [федеральный закон: от 12.08.1995 №144-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. — 1995. — N 33. — Ст. 3349; Российская газета — 2008.

— 22 декабря. .Бакодинов А.С.

Оперативно-розыскная деятельность. [Текст]: учебное пособие / А.С.

Бакодин. М. 2006.141 с. .Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия.

Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция.

— М.: Академия управления МВД России, 2013.

— С. 250 .Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. [Текст]: учебник / С.В. Степашин. СПб. 2012. 567 с.

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+