Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Статья 27 ограничения оборотоспособности земельных участков

Статья 27 ограничения оборотоспособности земельных участков

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

См. , и другие комментарии к статье 27 ЗК РФ 1.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ в пункт 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения 4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: Правовой режим объектов гражданских прав, которые до 1 октября 2013 г.

признавались изъятыми из оборота и в соответствии с ГК РФ (в редакции от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ) признаются ограниченными в обороте, 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных настоящего Кодекса); от 30 декабря 2015 г.

N 460-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных ); от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в подпункт 3 пункта 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения, с 1 марта 2015 г. 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; от 8 декабря 2011 г.

N 424-ФЗ в подпункт 5 пункта 4 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. 5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в настоящей статьи; от 4 декабря 2006 г.

N 201-ФЗ подпункт 2 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса изложен в новой редакции 2) из состава земель лесного фонда; от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ подпункт 3 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса изложен в новой редакции 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ в подпункт 4 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в , историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; от 23 июня 2014 г.

N 171-ФЗ подпункт 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, с 1 марта 2015 г. 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 8) с 1 марта 2015 г.; См.

текст 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ пункт 5 статьи 27 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 13 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; Подпункт 14 изменен с 4 августа 2018 г. — от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в пункт 6 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.

Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 7 изменен с 1 января 2021 г. — от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ 7. настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ в пункт 8 статьи 27 настоящего Кодекса внесены изменения 8.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. < статья 26.> Статья 28 >> Содержание

Энциклопедия судебной практики.

Ограничения оборотоспособности земельных участков (Ст.

27 ЗК)

Энциклопедия судебной практикиОграничения оборотоспособности земельных участков( ЗК) 1.

Особенности установления ограничений оборотоспособности земельных участков 1.1. Установление ограничений на приобретение в собственность земельных участков допускается в целях защиты публичных интересов Судебная коллегия при этом учитывает, что установление ограничений на приобретение в собственность земельных участков, как следует из , Земельного кодекса РФ, допускается в целях защиты публичных интересов.

1.2. Ограничение оборота — это утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут свободно переходить в собственность установленных субъектов и не могут быть объектом сделок Ограничение из оборота определено Российской Федерации как утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут свободно переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц — участников оборота), а также не могут быть объектом сделок. 1.3. Ограничены в обороте только те из участков, которые прямо перечислены в РФ Ограниченными в обороте являются не все находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки и относящиеся к землям особо охраняемых территорий и историко-культурного назначения, а только те из них, которые прямо указаны в Земельного кодекса. 1.4. Если федеральными законами допускается приватизация определенных видов земельных участков, ограниченных в обороте, то такие участки могут быть приватизированы Руководствуясь , , , ЗК РФ суды признали, что спорный земельный участок предназначен для нужд обороны страны и является ограниченным в обороте, поэтому в силу приведенных выше норм права и правил ЗК РФ не мог быть передан в частную собственность.

Однако судами не учтено, что приватизация имущественного комплекса Государственного предприятия осуществлялась по специальным правилам, связанным с созданием Корпорации, правовое положение которой и особенности передачи Корпорации имущественного взноса Российской Федерации при преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в акционерные общества урегулированы нормами от 23.11.2007 N 270-ФЗ. По смыслу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации ( ЗК РФ), приватизация земельных участков, ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон на федеральном уровне. Такого закона для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не имеется.

1.5. Объектами налогообложения не признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ Объектами налогообложения не признаются земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки заняты объектами культурного наследия народов Российской Федерации, которые включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 2. Основания и признаки ограничения оборотоспособности земельных участков 2.1.

Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, является исчерпывающим Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота, является исчерпывающим. 2.2. Основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности Совокупное толкование , ГК РФ и , ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

2.2. Основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности Совокупное толкование , ГК РФ и , ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Системный анализ , Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Совокупное толкование , ГК РФ и , ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

2.3. Если земельный участок находится в частной собственности гражданина, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте Если земельный участок находится в частной собственности гражданина, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте.

2.4. Отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы делают невозможным предоставление земельных участков в частную собственность в силу ограничения их оборотоспособности В соответствии со Земельного кодекса РФ ряд земельных правонарушений (отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы) ведет к принудительному прекращению прав на земельные участки, на которых было совершено правонарушение, и делает невозможным их предоставление в частную собственность в силу ограничения их оборотоспособности действующим законодательством. Так, Земельного кодекса РФ запрещается приватизация, в частности, земельных участков, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иных подвергшихся деградации земель. 2.5. Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых, в отношении которых не был принят нормативный акт об отнесении их к особо охраняемым природным территориям, не ограничены в обороте Согласно кадастровым паспортам спорные земельные участки относятся к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов».

Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. Земельные участки, отнесенные к категории «особо охраняемых территорий и объектов», в отношении которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения, которые не являются ограниченными в обороте ( ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность. Доводы заявителей о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к особо охраняемой природной территории, суды отклонили, указав, что отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.

Установив, что в отношении спорного земельного участка таких актов не принималось, в связи с чем он может быть отнесен только к землям рекреационного назначения, суды признали, что в отношении подобных участков ограничения в обороте Земельного кодекса Российской Федерации не установлены. Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.

В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому этот участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения.

Однако в отношении подобных участков ЗК РФ не установлены ограничения в обороте. Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому этот участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения.

Однако в отношении подобных участков ЗК РФ не установлены ограничения в обороте.

2.6. При отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к ограниченным в обороте, важным является их разрешенное использование либо фактическое использование в целях обеспечения обороны При рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны. Учитывая положения и Земельного кодекса Российской Федерации, определяющие основания ограничения земельных участков в обороте и цели, при которых земельные участки подлежат предоставлению для обеспечения обороны, суды признали, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте важным является их фактическое использование в целях обеспечения обороны. Указанные выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности. При рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте и исключению их из объекта обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны и безопасности.

С учетом положений и Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих основания ограничения земельных участков в обороте и целей, при которых земельные участки подлежат предоставлению для обеспечения обороны, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны.

2.7. Земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий и земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в равной степени ограничены в обороте Земельного кодекса в равной степени ограничивает в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности как земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, так и земельные участки из состава земель лесного фонда.

2.8. Земельные участки в пределах береговой полосы ограничены в обороте Земельные участки в пределах береговой полосы ( ЗК РФ) обладают указанным признаком [невозможность нахождения в частной собственности], следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте. Земельные участки в пределах береговой полосы обладают указанным признаком [невозможность нахождения в частной собственности], следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.

Земельные участки в пределах береговой полосы обладают указанным признаком [невозможность нахождения в частной собственности], следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте. Земельные участки в пределах береговой полосы ( ЗК РФ) обладают указанным признаком [невозможность нахождения в частной собственности], следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.

2.9. Принадлежность участка к категории земель населенных пунктов не исключает действие в отношении него режима ограниченной оборотоспособности, введенного для земель особо охраняемых природных территорий Земельные участки, расположенные на территории курорта федерального значения (в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта) в силу закона являются землями особо охраняемых природных территорий и не могут быть предоставлены в частную собственность.

Принадлежность участка к категории земель населенных пунктов не исключает действие в отношении него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий. Отнесение земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов не изменяют и не отменяют установленный нормативными правовыми актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приобретение в собственность. 2.10. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте Из представленной схемы градостроительного зонирования городского округа судами установлено, что спорный земельный участок расположен в курортной зоне.

В силу , Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченным в обороте и не подлежащим приватизации. В соответствии с Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Совокупное толкование вышеназванных норм [ Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300], а также правил Закона N 406-ФЗ о сохранении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до дня вступления его в силу, Земельного кодекса об установлении содержания ограничений оборота земельных участков не только данным Кодексом, но и другими федеральными законами, обоснованно оценено судами, как препятствующее приобретению обществом в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах курорта, на территории которого расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и находящиеся под особой охраной.

2.11. Земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте В соответствии с Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте.

3. Земельные участки, не ограниченные в обороте и не изъятые из оборота 3.1. Земли, на которых расположены трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов, не ограничены в обороте Земли, на которых расположены такие трубопроводы [нефти, газа и нефтепродуктов], не подпадают под действие Земельного кодекса Российской Федерации и не относятся к землям, ограниченным в обороте.

Земли, на которых расположены такие трубопроводы [нефти, газа и нефтепродуктов], не подпадают под действие Земельного кодекса Российской Федерации и не относятся к ограниченным в обороте. Земли, на которых расположены такие трубопроводы [нефти, газа и нефтепродуктов], не подпадают под действие ЗК РФ и не относятся к землям, ограниченным в обороте.

3.2. Земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, не изъяты из оборота и не ограничены в обороте ЗК РФ, предусматривающая ограничения оборотоспособности земельных участков, не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, непосредственно к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Из вышеназванных норм [, ВК РФ, ЗК РФ] следует, что не подлежат приватизации земельные участки только в пределах береговой полосы в силу ЗК РФ, а земельные участки в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота.

Из содержания Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота. Из содержания Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота.

3.3. Земли рекреационного назначения в обороте не ограничены В отношении подобных участков [рекреационного назначения] ограничения в обороте Земельного кодекса Российской Федерации не установлены.

Земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, касательно которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения.

Последние не являются ограниченными в обороте ( ЗК РФ). В отношении подобных участков [рекреационного назначения] названного Кодекса не установлены ограничения в обороте. Земельные участки, отнесенные к категории особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения, которые не являются ограниченными в обороте ( Земельного кодекса).

В отношении подобных участков [рекреационного назначения] ЗК РФ не установлены ограничения в обороте. В отношении подобных участков [рекреационного назначения] ЗК РФ не установлены ограничения в обороте. 4. Предоставление земельных участков в частную собственность 4.1.

Приобретенным гражданином в собственность земельным участком можно распоряжаться, если он не исключен из оборота или не ограничен в обороте Согласно Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, приобретенный гражданином в частную собственность, можно продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду или распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. 4.2. Не допускается отчуждение земельных участков, не состоящих на кадастровом учете Согласно ЗК РФ отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается. В соответствии со Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.

В силу Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается. В силу Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.

В соответствии со ЗК РФ отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.

4.3. Если в отношении земельных участков отсутствует акт о резервировании земель для государственных нужд, то они могут быть приобретены в собственность Акт о резервировании земель для государственных нужд отсутствует, зона резервирования не определена, и, следовательно, нет установленных Земельного кодекса Российской Федерации препятствий для приобретения земельных участков в собственность. 4.4. Земельные участки особо охраняемых природных территорий не передаются только в частную собственность Законом установлен запрет на передачу земельных участков особо охраняемой природной территории лишь в частную собственность.

4.5. Земли общего пользования не могут передаваться в частную собственность В соответствии с ЗК РФ и ЗК РФ земли общего пользования передаче в частную собственность не подлежат.

В соответствии со Земельного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ земли общего пользования передаче в частную собственность не подлежат.

4.6. Земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предметом сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника Земельные участки, ограниченные в обороте, согласно этой статье [ ЗК РФ] не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, однако могут быть предметом иных сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника.

Земельные участки, ограниченные в обороте, согласно [ ЗК РФ] не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, однако могут быть предметом иных сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника. Земельные участки, ограниченные в обороте, согласно [ ЗК РФ] не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, однако могут быть предметом иных сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника.

Земельные участки, ограниченные в обороте, согласно [ ЗК РФ] не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом, однако могут быть предметом иных сделок, не предусматривающих прекращения права собственности публичного собственника. 4.7. Закон не предусматривает случаев, допускающих безусловное предоставление в собственность земель в границах ЗАТО Федеральным законодательством случаев, допускающих безусловное предоставление в собственность земель, ограниченных в обороте согласно Земельного кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.

4.8. Передача лесного участка из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода этого участка в другую категорию запрещена Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. Передача лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке запрещена. Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

4.9. Допускается передача свободных земельных участков в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта в аренду гражданам и юридическим лицам при условии соблюдения требований безопасности движения [Нормативные акты о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта] в совокупности с положениями , , , ЗК РФ не препятствуют передаче свободных земельных участков в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта в аренду гражданам, юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

4.10. Земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы могут находиться в частной собственности при условии соблюдения владельцами специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности Земельные участки в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы могут находиться в частной собственности. При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота, а значит, могут находиться в частной собственности.

При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота, а значит, могут находиться в частной собственности.

При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. 4.11. Наличие в ГКН сведений о расположении земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок Согласно Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом ( Земельного кодекса Российской Федерации).

Такой федеральный закон в отношении земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.

В этой связи правовых оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения, не имелось. Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ. Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на май 2021 г. См. Энциклопедии судебной практики См. При подготовке «Энциклопедии судебной практики.

Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н.

Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А.
Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А.

Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О.

Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т.

Эльгиной. 12 сентября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Комментарий к СТ 27 ЗК РФ

. Ограничения оборотоспособности земельных участков Комментарий к статье 27 ЗК РФ: 1.

В комментируемой статье установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. Оборотоспособность является одной из важнейших характеристик объектов прав.

С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть оборотоспособными; ограниченными в обороте и изъятыми из оборота.

Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению).

Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В земельном законодательстве содержатся специальные требования об обороте земельных участков.

Если земельный участок является объектом имущественных отношений вместе с иными природными ресурсами (например, водными объектами, недрами), то такие отношения регулируются не только земельным, но и лесным, водным законодательством и иными специальными федеральными законами. Гражданское законодательство в данном случае применяется только субсидиарно (дополнительно).

Под гражданским законодательством понимается ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников (ст. ст. 2, 3 ГК). 2. ГК требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в федеральном законе.

Ограниченно оборотоспособные объекты должны определяться в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). Одним из таких федеральных нормативных правовых актов, регулирующих оборотоспособность земельных участков, является ЗК.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть предметом сделок, предоставляться в частную собственность и находиться в свободном обороте.

В то же время в действующем законодательстве можно встретить отступления от этого общего правила.

Исключение составляют земельные участки, занятые национальными парками.

В соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в зонах познавательного туризма, рекреационных зонах и зонах обслуживания посетителей могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Также согласно п. 5 ст. 93 ЗК отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут предоставляться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования. Ограниченные в обороте земельные участки — это участки, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению.

Следовательно, ограниченно оборотоспособные земельные участки могут быть объектом оборота при соблюдении установленных земельным законодательством условий. Предоставление таких участков в частную собственность допускается только при наличии прямого указания в федеральном законе. Например, к ограниченно оборотоспособным следует отнести сельскохозяйственные угодья, поскольку они могут принадлежать на праве собственности лишь строго определенному кругу лиц.

Кроме того, при обороте земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать и максимальные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 4 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

Если земельный участок находится в частной собственности, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому, по смыслу ст. 260 ГК, он либо его часть могут быть предметом сделки (см.

Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2003 г.

от 24 декабря 2003 г. // Бюллетень ВС РФ. 2004. N 3). При совершении сделки с нарушением условий об ограничениях оборотоспособности земельных участков такая сделка является ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК). 3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается не только ЗК (например, п.

2 комментируемой статьи), но и такими федеральными законами, как ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

(СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713) и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» и др. Например, из ст. 10 ФЗ «О связи» (СЗ РФ.

2003. N 28. Ст. 2895) следует, что земельные участки, предоставляемые для нужд связи, могут находиться в постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании, сдаваться в аренду либо передаваться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Таким образом, основное ограничение оборота данного вида земель заключается в том, что законом не предусмотрена передача в частную собственность земельных участков, предоставленных для нужд связи.

4. Земельные участки, изъятые из оборота, должны быть прямо предусмотрены в законе (п. 2 ст. 129 ГК). По своему характеру и содержанию перечень земельных участков, содержащийся в п. 4 комментируемой статьи, является исчерпывающим, соответственно, может быть дополнен только путем внесения изменений в комментируемую статью.

Земельный участок признается изъятым из оборота, если на земельном участке расположен указанный в п. 4 комментируемой статьи объект, находящийся в федеральной собственности. Отсутствие на земельном участке такого рода объекта свидетельствует о том, что земельный участок не изъят из оборота.

Изъятие земельных участков из оборота приводит к тому, что Российская Федерация, являясь их собственником, не обладает всем объемом правомочий (владения, пользования, распоряжения), традиционно признаваемым за собственником, и прежде всего ограничено правомочие распоряжения.

5. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, как правило, не предоставляются в частную собственность. Однако федеральными законами могут предусматриваться исключения из этого общего правила.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки определенных видов, категорий земель или занятые определенными объектами.

6. Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель.

Из действия этого Закона выведены земельные участки, указанные в п. 7 комментируемой статьи. Указанный Закон содержит значительное количество норм, устанавливающих специфические правила оборота сельскохозяйственного назначения, отличные от общих положений гражданского и земельного законодательства. В частности, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: 1) сохранение целевого использования земельных участков; 2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; 3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; 4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности; 5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов РФ.

Но принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (п. п. 2, 5 ст. 1 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

С момента вступления в силу ЗК (с 30 ноября 2001 г.) и до введения в действие ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель (т.е.

до 27 января 2003 г.) оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществлялся в соответствии с гражданским законодательством и ЗК, с учетом ФЗ о введении в действие ЗК, лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного законодательства. Субъекты РФ, оборот земель в которых до введения в действие ЗК регулировался законами субъектов РФ, продолжали осуществлять оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с этими законами. 7. Из сферы действия ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель п.

7 комментируемой статьи исключены определенные виды земельных участков (также п. 1 ст. 1 названного ФЗ). Оборот указанных земельных участков регулируется общими положениями ЗК.

При рассмотрении одного из дел, связанных с приватизацией земельного участка крестьянского фермерского хозяйства, на котором находилось сооружение, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что из анализа , , п.

1 ст. 1 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель в их системной взаимосвязи следует, что иными федеральными законами могут быть предусмотрены порядок и условия приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, но не возможность запрета их приватизации.

ЗК и ФЗ о введении в действие ЗК запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не содержат (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.02.2008 N Ф08-205/08). 8. Запрет на переход в частную собственность указанных в п.

8 комментируемой статьи земельных участков имеет большое значение и связан с необходимостью обеспечения их общедоступности.

В соответствии со береговая полоса — полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования.

Водными объектами общего пользования, т.е.

общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты (моря или их отдельные части, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота и т.п.), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено ВК. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, ширина которых составляет 5 метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Аналогичная норма, содержащая запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых водными объектами, содержится в .

Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Право собственности на пруд, обводненный карьер подчинено праву собственности на соответствующий земельный участок.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+